Ветхие мехи и новое вино…

Ветхие мехи и новое вино…

«Если через благодать Христову
Его народ станет новыми мехами,
Бог наполнит их новым вином».1

В церковь направили нового пастора, молодого, энергичного, инициативного. И началось пробуждение!  Молодежь потянулась на молодежки, давно остывшие и оставившие церковь начали посещать богослужения. Кафедра просто блистала глубокомысленными проповедями.

На одном из членских собраний решался вопрос замены старой, громоздкой деревянной кафедры на современный пюпитр с прозрачной подставкой. Поднялся восьмидесятилетний ветеран церкви и во всеуслышание заявил, что ни за что он не допустит такого новшества! Вплоть до того, что подаст заявление об исключении из «такой» общины…

Знакомо, уважаемые читатели? Данная история повторяется сегодня  почти в каждой общине – большой и маленькой, городской и сельской. Меняются только детали: кто-то из престарелых людей восстает против определенного стиля музыки, кто-то – против стиля одежды, причесок и т. д. Кому-то из пенсионеров не по душе организация комнаты для семейного ногоомовения, у кого-то вызывает возмущение определенная программа церковного телеканала.

Пожалуйста, не подумайте, что автор статьи поставила целью критику наших ветеранов. Она и сама принадлежит к этой драгоценной плеяде Божьего народа. И как ее истинный представитель, замечает и за собой печальную тенденцию, отмеченную Самим Господом Иисусом: «И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: “старое лучше”» (Луки 5:39)…

Позвольте более подробно вникнуть в это серьезное, вдохновенное предупреждение и извлечь важные уроки для себя лично и для моих дорогих седовласых соратников.

«При том сказал им притчу…Никто не вливает молодого [нового – еще одно значение греческого неос] вина в мехи ветхие [старые палайос]; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: “старое лучше”» (Луки 5:36-39).

Ветхие мехи …

Спросите у молодежи: кого представляют ветхие мехи? Они, не задумываясь, ответят: старого человека. Им представляется старец лет 70-80: притупленные зрение и слух, дрожащие руки и ноги, неуверенная походка, и… закрытость для всего нового. В таком случае, новые мехи – это молодой, энергичный человек, полон здоровья и сил. Он ходит быстро и уверенно, быстро говорит, быстро делает, и что самое главное – быстро мыслит, а поэтому открыт «нараспашку» любой новизне.

Оправдано ли такое представление? Отнюдь! Вспомните старца Симеона и престарелую «вдову, лет восьмидесяти четырех» Анну (см. Луки 2:25-38). Своим угасающим зрением они разглядели в Младенце Иисусе особенный «свет к просвещению язычников и славу народа… Израиля»; своим слабеющим умом они уразумели спасение Божье, «уготованное пред лицом всех народов»; чего не увидели и не поняли многие и многие – огромное большинство молодых глаз и голов…

Вспомните  «уважаемого всем народом», законоучителя-фарисея, старца Гамалиила… Поражает его «молодая» толерантность к новой «назорейской ереси» (см. Деян. 5:34-39). Удивляет прогрессивный, взвешенный взгляд этих старых глаз на новые, необычные события, потрясает ясное, острое суждение этой убеленной сединой головы! Она была готова вместить новое вино!

Не менее изумляет лучший ученик-отличник этого учителя – молодой Савл, который «преуспевал… более многих сверстников… будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий» (Гал. 1:14). Узость и косность мышления, консерватизм и глухая приверженность старым традициям, исключающая все незнакомое, новое и непривычное – характеризовали этого молодого человека. Странно, не правда ли?

Нет, не годы решают состояние мехов – их новизну или старость. Седая голова может оказаться новым мехом, в который можно без опаски влить новое вино. И напротив: молодой, энергичный организм вполне может оказаться ветхим мехом, неспособным удержать новизну молодого вина.

Но, согласитесь, друзья, что чаще всего это – исключения… А как правило: именно нам с вами, дорогие соратники-ветераны, наиболее угрожает опасность оказаться ветхим мехом. Опасность, в определенном смысле, естественная для нашего возраста.

Новое вино

Наше время – время поразительных новшеств, потрясающей новизны. Новые технологии, новые методы, новые возможности, новые открытия, новые толкования… Лавина нового, необычного, непривычного, неординарного, беспрецедентного накатывается на нашего современника, на старых и молодых. Она не обходит стороной и Церковь… «Господь будет завершать Свое дело совершенно необычным образом вопреки любым человеческим планам… Бог будет использовать Свои пути и средства … Труженики удивятся тем простым средствам, которые Он будет использовать для завершения Своего праведного дела». Божьи вестники «научатся достигать человеческих сердец самыми разными средствами и способами. Некоторые из этих методов будут отличаться от тех, которые использовались в прошлом». 2

Эллен Уайт писала о будущем времени, но наше поколение уже – в настоящем – отмечает, как Бог оканчивает Свое дело нетрадиционными методами. Уже сегодня мы наблюдаем эту новизну и необычность в церковной жизни. Дорогие соратники-ветераны, как мы их воспринимаем? Не «порабощены ли мы стереотипами неверного образа действий» или образа мышления? Мы способны вместить это новое вино? Мы «видим Божью руку в каждом деле»? 3

Нет, мы не говорим о новых веяниях, отрицающих или подрывающих хотя бы одну из наших древних 28 доктрин. Великий принцип прогрессирующего Божественного Откровения гласит: новая истина никогда не отвергает старую и не противоречит ей, она вбирает ее, строится на ней, предлагая при этом определенный прирост новизны. Вот здесь мы призваны стоять, как верные нерушимые стражи старой истины, как ее испытанные годами хранители, неподкупно определяя, насколько новизна истины согласуется с ее древностью.

Позвольте обратить внимание на другую проблему: методы, пути, способы и формы представления истины – вот, что часто нас смущает и повергает в недоумение. Зная, дорогие собратья, естественную тенденцию преклонного возраста: «старое лучше», – будем очень и очень осторожны в определениях, которые мы даем новому вину, испытывая его качество.

Дух Божий побуждает молодых служителей использовать новые методы, пути, способы и формы, чтоб достучаться до сознания последнего поколения «времен тяжких». Дух Божий вдохновляет к нововведениям, чтобы привлечь внимание, вызвать позитивный отклик и желание у нашего светского современника… А мы? «Уставшие и изможденные труженики старшего поколения иногда могут не понимать величие работы, и им не всегда свойственно идти в ногу с Божьим Провидением». И поэтому мы можем одним росчерком пера отмести, перечеркнуть и обозначить всю новизну как исчадие ада, только потому, что старое лучше…

Мы понимаем, во что оборачивается такой консерватизм? Мы понимаем, против Кого мы можем произносить неразумные слова? «Приписывая деяния Святого Духа сатане, они лишают себя источника благословения».4  Пожалуйста, если истинность нашего суждения не подтверждена Писанием и Духом Пророчества, в таком случае молчание – золото.

Не могут…

Почему не вливают молодого вина в мехи ветхие? Почему никто так не делает? Во-первых: старые мехи просто не могут содержать нового вина, это невозможно: сила брожения, внутреннее напряжение молодого вина их испортит – «молодое вино прорвет мехи… мехи пропадут» (Луки 5:37).

Мне необходимо было освоить новую функцию на компьютере. Я позвонила своему внуку.

– Бабушка, пожалуйста, нажми вот такую кнопку, теперь эту клавишу, теперь закрой эту функцию.

И т. д. Я все старательно записала, потом попыталась повторить самостоятельно по записям – ничего не получилось. Снова звонок, снова терпеливые инструкции внука, снова тщетные попытки.

Смотрю на себя… Смотрю на своих детей и внуков… Какое расстояние! Какая удаленность! Гонюсь за ними и не успеваю. Того, что им дается за считанные секунды, я достигаю часами, а многого и очень многого, признаюсь –  большинства – так никогда и не достигну…

Однако разрешите спросить: оправдывает ли вот это состояние не могут неуважительного отношения детей и внуков к их престарелым отцам и дедам? Ни в коем случае! «Бог особым образом предписал относиться к престарелым с нежным уважением. “Венец славы – седина, которая находится на пути правды” (Прит. 16:31). Седина свидетельствует об участии в битвах и одержанных победах, о бремени, которое пришлось нести, и искушениях, которым пришлось сопротивляться. Она повествует об утомленных ногах, приближающихся к своему покою, и о местах, которые вскоре окажутся вакантными. Помогите детям задуматься об этом, и они уравняют стезю престарелых своей учтивостью и уважением, внесут благодать и красоту в свои молодые жизни, поскольку внимают повелению: “Пред лицом седого вставай и почитай лицо старца” (Левит 19:32)».5

А теперь позвольте более актуальный для меня и моих дорогих седовласых соратников вопрос: вот это не могут – т.е. ослабление физических и умственных сил – позволяет ли нам ослабить самоконтроль и самодисциплину? Позволяет ли относиться более снисходительно к собственным наклонностям, неблаговидным чертам характера, неосвященным желаниям и плохим привычкам? Напротив: зная нашу естественную склонность к не могут, необходимо не давать себе спуску и удвоить самонаблюдение!

«Я слышала, как люди, многие годы пребывающие в вере, говорили, что были способны переносить испытания и трудности, но когда немощи возраста начали налегать на них, им стало весьма мучительно подчиняться дисциплине. Что это значит?… Разве состарившись и поседев, вы получили возможность выказывать несвятые чувства?… Нет оправдания тем, кто… потворствует человеческой природе».

Не правда ли, дорогие ровесники, как нам понятна обеспокоенность Давида: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать моя сила, не оставь меня» (Пс. 70:9). «Давид обращал внимание на то, что люди праведные в молодости и зрелости, в пожилом возрасте теряли контроль над собой».6

Именно терпимое отношение к себе и своим негативам – трагедия некоторых престарелых христиан, именно этим объясняются те несмывные «кляксы», которые они ставят на духовное служение всей своей жизни. И именно сюда уходит корнями вторая причина, почему новое вино не удерживается старыми мехами:

Не хотят…

«Никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: “старое лучше”» (Луки 5:36-39).

В комментариях Эллен Уайт на данную притчу Иисуса Христа 7 раз встречается выражение не могут, и 5 раз – не хотят.7  Не могут – это не проблема. Проблема в другом: не хотят. Почему не хотят? Христос сказал прямо: они считают, что старое лучше. Всему виной –  привычка… Человек привык к старому вину, оно приятно для его вкуса, оно, в сравнении с новым вином, слаще, ароматнее, красивей, т.е. более соответствует его вкусу. Великий Психолог души человека очень тонко отметил, что в отрицании нового главную проблему создает не учение, не доктрина или богословие, а вкус….

Поменять вкус, поменять свои привычки – это сложно! И вдвойне сложно на склоне лет… Но если мы хотим вместить новое вино, нам нужно обновляться, меняться, причем – каждый день! Нам нужно «сохранять сердце и разум молодыми»! Как? Тот же автор продолжает в этом же предложении: «при помощи постоянных упражнений».8

Дорогие соратники-ветераны! Ничего нового мы не скажем. Мы только напомним то, о чем проповедовали многие годы и чем сами занимались всю нашу долгую жизнь: упражнения, сохраняющие наше сердце и ум молодыми, состоят в развитии тесных отношений с Господом и суровой самодисциплине. Вот и все…

«Мы должны держаться ближе к нашему Великому Вождю, иначе мы придем в недоумение и потеряем из вида Провидение, Которое руководит Церковью, миром и каждым человеком в отдельности. Божественные действия могут быть покрыты глубокой тайной. Мы можем потерять Божьи следы, руководствуясь нашими запутанными представлениями… Но если сердце остается верным Богу, все станет ясным».

«Когда человек отказывается от своего “я” [предвзятого мнения, старых привычек, традиционных представлений, порабощенности стереотипами], Господь сможет сделать его новым творением. Новые мехи смогут вместить новое вино». 9

Список использованной литературы

  1. Уайт Э. Желание веков, с. 279, 280.
  2. Уайт Э. Свидетельства для проповедников, с. 300; Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 25.
  3. Уайт Э. Наглядные уроки Христа, с. 344; Свидетельства для проповедников, с. 300.
  4. Уайт Э. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 723; Желание веков, с. 321, 322.
  5. Уайт Э. Пенсионные годы, с. 45.
  6. Там же, с. 70, 71; Свидетельства для Церкви т. 1, с. 423.
  7. Уайт Э. Желание веков, с. 278-280.
  8. Уайт Э. Пенсионные годы, с. 39.
  9. Уайт Э. Свидетельства для проповедников, с. 432; Желание веков, с. 279, 280.

Ольга Стасюк

Recent Posts
У Вас есть вопросы?

Если у Вас есть вопросы или Вы хотели бы лично познакомиться с Ольгой Васильевной, Вы можете написать ей сообщение:

Введите слово или фразу и нажмите клавишу "Enter" для поиска

Пучина морская или геенна огненная?.. (Проблема соблазнов по Матф. 18:6-17) Европейская полиция изобрела новый метод выявления и задержания угонщиков автомобилей, названый ею «автомобиль-ловушка».Чем мы удивляем Господа? (Евангелие от Луки, 7 глава)