Великое Слово

ПРЕДОСТАВИМ ЖЕ СЛОВО ВЕЛИКОМУ СЛОВУ

Перед началом курса герменевтики студентам теологической школы была предложена анкета, состоящая из таких вопросов:

  1. Есть ли в Библии истории, которые, по вашему мнению, можно было бы исключить из нее?
  2. Кто из евангелистов наиболее достоверно описывает жизнь Христа?
  3. Содержит ли Писание тексты, не совсем правильно представляющие Божий характер?
  4. Каким более удачным словом вы бы заменили слово «отмщение» в Псалме 93:1?
  5. Как вы полагаете, это Дух Божий вдохновил писателя употребить такое слово, или это человеческий элемент в Священном Писании?

Вот результаты анкетирования:

  1. 100% – студентов ответили: «Нет!»
  2. 38,7% – назвали одного из евангелистов.
  3. 24,8% – ответили утвердительно.
  4. 100% – назвали более удачное слово.
  5. 20,5% – назвали это слово человеческим элементом.

(Уважаемые читатели, проставьте, пожалуйста, мысленно ваши ответы).

О чем свидетельствуют результаты этого анкетирования? Оно демонстрирует, насколько по-разному мы воспринимаем Библию! Кто-то считает некоторые евангельские истории не вполне достоверными, а некоторые библейские слова – не совсем удачными. По мнению других, в Библии присутствуют тексты, искаженно представляющие характер Божий, а некоторые даже пытаются исправить не совсем «удобные» слова. Существует точка зрения, согласно которой на текст Писания довольно ощутимо накладывается человеческий элемент, именно на его счет относят все погрешности, ошибки и неточности, якобы присутствующие на священных страницах.

Каково ваше мнение, уважаемый читатель, по названным проблемам? Какого взгляда на Библию, ее содержание и богодухновенность придерживаетесь вы? На кого вы ориентируете свою «теологию»? На доктора Хазела или Найта? На доктора Дедерена или Куна? Однако «недостаточно знать, что другие думали или знали о Библии».1

– Я имею собственное мнение, – ответите вы.

А на чем оно основано? Чем обоснованы ваши понятия? Вы уверены, что они утверждены на вечной скале, а не на зыбком песке? Не обязательно дожидаться бури или наводнения, как сделал строитель из известной притчи, чтобы убедиться в этом. Не желаете ли вы прямо сейчас определить качество вашего отношения к Священному Писанию? Для этого приглашаю вас познакомится с данным исследованием.

1. Самооткровение Бога

– Верите ли вы, уважаемый читатель, в Бога?

– Несомненно!

– Верите ли вы, что Он наш Творец?

– Безусловно!

– Верите ли вы, что Он – непогрешим, всемогущ, независим, вечен, а вы – ограничены, зависимы и временны?

– О, да!

Это небольшое исповедание веры должно побудить нас согласиться с приведенной ниже несколько примитивной, но точной иллюстрацией, которая представляет Бога и человека, как две параллельные прямые, которые никогда не пересекаются. А поэтому у них нет ни одной общей точки.

______________БОГ____________

  

_______________ЧЕЛОВЕК______________

Возникает логический вопрос: Что же я могу знать о Том, Кто далек, велик и бесконечен? «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11:33, 34). «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, – что можешь сделать? Глубже преисподней, – что можешь узнать?» (Иов. 11:7, 8).

На эти вопросы существует только один ответ: знать о Боге мы можем исключительно то, что Он Сам открывает о Себе. «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них» (Рим. 1:19). И не потому, что они посредством исследования познали Бога, а потому что Он Сам открылся им. Единственный правильный путь познания Бога – принять Его личное откровение о Самом Себе.

Обратите внимание на Адама в идеальном, святом окружении. «Адам и Ева в Едеме были окружены чистым и прекрасным светом – светом Божьим. Этот свет озарял все, к чему они приближались. Не существовало ничего, способного затмить их восприятие характера или дел Божьих».2 Для Адама и Евы в их Едемском доме природа изобиловала знаниями о Боге, она была полна Его Божественных откровений. Их утонченный, внимательный слух воспринимал особое вокальное исполнение природы, где соло пел голос Мудрости… Их глаза созерцали картины, написанные Этой Мудростью, и она проникала в сердце, потому что первые люди общались с Богом. На каждом листке в лесу, каждом выступе скалы, на каждой сияющей звезде, на всём, что наполняло землю, воздух и небеса, они различали надпись Имени Божьего.3 Разум первых людей был могучим и совершенным, в их сердце был записан Божественный нравственный Закон, их окружали безгрешные небесные существа.

Но достаточны ли были все эти преимущества для познания Бога? Нет! Бог приходил и лично открывался человеку. «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» (Бы. 3:8). «Едемский сад представлял собой обширный класс, природа – учебник, Сам Создатель был Учителем, а родители всех человеков – учащимися».4

Это было личное откровение Бога о Себе. И если оно было необходимо тогда, в светлую пору истории человечества, насколько же больше мы нуждаемся в нем сегодня, спустя тысячелетия истории после грехопадения!

Глубокая, мрачная пещера… В этом подземелье лицом к стене сидят закованные в цепи узники. За их спинами, у входа в пещеру светит солнце, ходят люди, кипит жизнь. Но узники всего этого не видят, они видят только тени внешнего мира на стене пещеры. Они не могут повернуть голову и увидеть действительность, они видят только ее тени. И эти тени им кажутся истинной реальностью.5

Печальная картина искаженного человеческого восприятия. Тени… Тени реальности видит грешный человек. Если реальные, видимые вещи он воспринимает извращенно, что же можно сказать о его восприятии духовной, невидимой реальности? «Грешные существа способны увидеть лишь тень от яркой небесной славы».6

Но какое счастье, что история Платоновой пещеры имеет евангельское продолжение! Там, в Вифлееме, тоже в пещере родился Спаситель… «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Матф. 4:16). Веками Господь Бог открывался людям через пророков, а «в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:2). «Дух Божий запечатлел это откровение в Библии… Высшее понимание Бога…дается только богодухновенным Словом Божьим… Всеведущий Бог решил уникальным образом явить Себя через Богодухновенное Писание… Высшим воплощением Божественного откровения служит Писание».7

2. Авторитет Писания

Уважаемый читатель! Осознаете ли вы, насколько Священное Писание авторитетно? Его авторитет обусловлен авторитетом его Автора. Доктор Хазел ставит знак равенства между авторитетом Писания и авторитетом Великого Яхве. Более того, он отождествляет Слово Бога с Самим Богом! Воистину «Слово было Бог»! (Иоанн. 1:1). Несомненно, такая идея была бы довольно дерзновенной для любого богослова, но эту тождественность предлагает Сам Бог, а доктор Хазел только выявил ее в Писании. «Отождествление Бога с Писанием для новозаветных авторов столь характерно, что мы находим у них оба эти слова как взаимозаменяемые. Например, текст Рим. 9:17 начинается словами: “ибо Писание говорит фараону…”, и далее следуют строки 16-го стиха 9-ой главы книги Исход, где приводятся слова Господа (Яхве), обращенные к фараону через Моисея».8 (Сравните также тексты Гал. 3:8 и Бытие 12:3).

«Видимое Слово (а именно Иисус Христос) и слышимое Слово в равной мере “суть Слово Божие” (1Фес. 2:13). Эта тождественность авторитета Иисуса и Слова постоянно говорит о себе разными путями. Спасение совершается как в Иисусе (Деян. 4:12), так и Словом (Деян. 13:26); жизнь обретается как в Иисусе (Иоан. 1:4), так и в Слове (Иоан. 5:24); благодать получают как в Иисусе (Иоан. 1:14), так и посредством слова (Деян. 1:14). Иисус – истина (Иоан. 14:6) и Его Слово – истина (Иоан. 17:17). Как Иисус есть Бог живой (Лук. 24:5), верный (1Фес. 5:24) и истинный (Иоан. 7:18), так и Слово есть Слово живое (Деян. 7:38), верное (1Тим. 1:15) и истинное (Откр. 19:9, 10)».9

Насколько же авторитетно Писание! Ощущаете ли вы, дорогой друг, что когда раскрываете священные страницы, тогда Бог зримо присутствует с вами, говорит к вам, и вы слышите Его слова явно, словно на аудиенции у Безграничного?10 Он лично открывается вам, лично говорит с вами, лично учит вас, освещая солнцем Своего Слова каждый непонятный вопрос. Если так, то для чего подсвечивать это самое яркое солнце свечами человеческих понятий и толкований? «Не следует читать Писание в тусклом свете традиционных представлений и человеческих домыслов… Святое Слово Божье не нуждается в тусклом свете земных светильников. Оно само является мощным источником света… Человеческие представления об истине не только не надежны, но и опасны».11

3. Библейское самооткровение 

Великие реформаторы прошлого провозгласили известный принцип: Scriptura sui ipsius interpres – Писание само себя изъясняет. Писание само в себе содержит свой собственный «толковый словарь». Не самый лучший способ исследования Библии – нагромождать на столе богословские словари и толкования, оставляя в стороне само Писание. Если вам непонятен какой-то библейский текст, достаточно собрать все тексты Писания по этой теме, и истина воссияет во всей своей красоте. «Библия истолковывает сама себя, один отрывок объясняет другой. Сравнивая тексты Писания, относящиеся к одним и тем же темам, вы увидите красоту и гармонию, о которой никогда и не мечтали».12

Позвольте представить вашему вниманию несколько необычное значение этого принципа. Библия не только сама объясняет свое содержание, но прежде всего она объясняет себя! Она объясняет свою природу, свой авторитет, инспирацию, целостность, согласованность и непогрешимость. Библия сама представляет себя. «Доказательство истинности Слова Божьего содержится в самом Слове».13

Нам нет необходимости вступать в полемику о природе и инспирации Священного Писания, о том, насколько оно подвержено влиянию человеческого элемента, или искать опровержения каждой кажущейся ошибки и неточности в Библии. Достаточно раскрыть священные страницы, и они сами скажут все о себе. Предоставим же слово Великому Слову!

3.1. Инспирация (богодухновенность) Писания 

«Бог поместил в Писании достаточно свидетельств его богодухновенности».14 Приведем всего четыре из них, которые содержатся в четырех библейских текстах.

3.1.1. «Все Писание богодухновенно» (2Тим. 3:16).

«Все» означает «каждое», «всякое». Сегодня некоторые богословы говорят о частичной инспирации, то есть о богодухновенности одних частей Писания и отсутствии таковой в других.

А что говорит само Писание о своем вдохновении? Все, каждое, всякое, любое писание в Библии вдохновлено Богом. «Бог никому из людей не дает право произносить суд над Его словом, считая одни места богодухновенными, а другие уничижать, как небогодухновенные». «Когда люди, сопровождаемые человеческими немощами, в большей или меньшей степени действующие под влиянием окружения и имеющие наследственные и приобретенные наклонности, которые отнюдь не умудряют их и не придают Божественной проницательности, ополчаются на Слово Божье и выносят суждения о том, что в нем Божественного, а что человеческого происхождения, становится ясно: они в своей деятельности не советуются с Богом… Ограниченные создания, имеющие узкие, близорукие взгляды, считают себя вправе критиковать Писания и заявлять: “Это утверждение нужно, а то – не нужно, и оно не богодухновенно».15

3.1.2. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1:21).

В оригинале слово «движимы» происходит от слова «нести». Дух Божий, Святой Дух «носил» людей. Этот текст указывает на объект вдохновения. На ком оно почивало? На словах, буквах, знаках? Нет! На людях. Священное Писание отрицает вербальную инспирацию.

«Не слова Библии, но люди, ее писавшие, были вдохновляемы Богом. Вдохновение воздействует не на слова или выражения человека, но на него самого, и разум его под влиянием Святого Духа, наполняется определенными мыслями. Конкретные же слова, в которые облекаются эти мысли, несут отпечаток индивидуальности… Божественный разум и воля объединяются с разумом и волей человеческой; таким образом написанное человеком становится Словом Бога».16              Итак, сама Библия свидетельствует об инспирации личности и мысли при написании священных страниц. А как насчет слов? Имеет ли Святой Дух, вдохновляющий писателя, какое-то отношение к написанным словам?

3.1.3. «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2Цар. 23:2).

Этот текс – красивый синонимический параллелизм.

Дух Господень говорит во мне,

Слово Его на языке у меня.

Первая строка этого параллелизма – яркое свидетельство инспирации личности. Если бы вторая строка выглядела приблизительно так:

Слово Его в моей голове,

было бы очевидно, что речь идет об инспирации мысли. Но выражение «на языке у меня» говорит о большем! Дух Святой имеет отношение не только к мыслям, но и к словам писателя.

Эту истину очень ясно излагает Эллен Уайт: «Богу было угодно сообщить миру истину при посредстве людей, и Он Сам через Святого Духа наделил их способностями для этого труда, определенным образом направляя их мысли и подсказывая, что говорить и писать. Хотя это сокровище хранится в земных сосудах и возвещается несовершенным человеческим языком, оно остается Божьим свидетельством, и каждое послушное дитя Божье видит в нем славу Божественной силы, полной благодати и истины».17 Обратите внимание на ясное утверждение, что Святой Дух определенным образом подсказывает, что говорить и писать.

По этому же поводу высказывается и официальный документ Церкви: «Вряд ли можно сомневаться, что в этом процессе участвуют как мысли, так и слова… Независимо от того, как приходили мысли, библейские писатели подчеркивают, что их слова от Бога… Мысли, а иногда и слова, даются путем Божественного откровения, а затем авторы из числа людей выражают их знакомым для себя языком, понятным и их непосредственным читателям».18

Современный учебник по систематическому богословию утверждает: «Немыслимо, чтобы Бог объявил факт или доктрину человеческому разуму и не сделал ничего, чтобы сохранить точное их изложение… Более естественно допускать, что пророк или апостол, который обрел от Бога глубокую, сокровенную истину, недосягаемую для человеческого интеллекта, не будет оставлен наедине со своими собственными беспомощными усилиями в передаче того, что он обрел».19

Таким образом Божий Дух совершает контроль над словами писателя (не диктуя их), чтобы они были точно подобраны.

Уважаемый читатель! Подумайте о безосновательности утверждений некоторых теологов относительно погрешностей и неточностей в Писании. Само Писание отрицает такую возможность, поскольку сам Автор контролировал написанное.

Итак, какое определение инспирации Священного Писания дает само Писание? Дух Святой вдохновлял человека, давал ему богодухновенные мысли, человек записывал их своими словами, в соответствии со своей индивидуальностью, но при этом Дух Святой совершал контроль, чтобы слова были правильно подобраны. «Библейский автор вдохновлялся Святым Духом на точную и авторитетную передачу этих Божественных идей и мыслей языком людей».20

3.1.4. «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2Кор. 4:7).

Здесь речь снова идет о Слове Божьем, о Евангелии, о благовестии (с.4, 5). Да, в Священном Писании человеческий элемент (глиняный сосуд) объединяется с Божественным (сокровищем). «Хотя это сокровище сохраняется в земных сосудах, оно – небесного происхождения».21

3.2. Двойственная природа Писания

О двойственной природе Писания говорят следующие тексты: 2Кор. 4:7; 2Пет. 1:19-21.

Это неоспоримый факт, с которым все богословы согласны. «Союз Божественного и человеческого…явлен также и в Библии. Все открытые истины богодухновенны, но выражены человеческими словами и приспособлены к человеческим нуждам». «Библия называет Бога своим Автором, однако она писалась людьми, и в разнообразии стилей ее отдельных книг проглядывают характерные черты ее писателей».22

Но следующие вопросы относительно союза Божественного и человеческого в Писании, вызывают самые горячие дискуссии:

  • Какой мерой в Писании присутствует человеческий элемент?
  • Насколько несовершенство человеческого фактора накладывает отпечаток на священный текст?

Дух Божий дал исчерпывающий ответ на эти вопросы через труды Духа пророчества. «Библия в целом являет собой союз Божественного и человеческого, поскольку истины, данные Богом, выражены в ней человеческим языком. Подобный союз существовал и в естестве Христа, Который был Сыном Божьим и Сыном Человеческим. Таким образом библейский текст “Слово стало плотию и обитало с нами” (Иоанн.1:14) может быть применен как ко Христу, так и к Библии».23

Чтобы понять, как сочетается Божественное и человеческое в Писании, обратим внимание на некоторые лучи Божественного откровения о тайне воплощения Христа и проведем соответственные аналогии.

Генри Мелвилл – современник Э. Уайт предлагает некоторые мысли по этому поводу. Он пишет, что во Христе объединилась невинная немощь с безгрешным совершенством.

  • Невинная немощь человеческой природы Христа проявлялась в ощущении голода утомляемости, слезах, скорби.
  • Безгрешное совершенство состояло в полном отсутствии греха и греховных склонностей.

Подобное сочетание «невинной немощи» и «безгрешного совершенства» наблюдается и в Священном Писании. «Обращаясь к людям, Господь использует несовершенный язык, дабы человек, обладающий испорченными чувствами и ослабленным, приземленным восприятием, мог понять Его слова. Бог снисходителен к Своему творению и говорит с падшим человечеством на понятном ему языке. Библия, совершенная в своей простоте, не отвечает великим Божьим идеям; ибо вечные идеи невозможно в полной мере облачить в несовершенные средства выражения мысли… Ее яркий, образный язык на самом деле далеко неадекватен величию выраженных в ней мыслей, хотя писцы выбирали самый выразительный слог, чтобы донести до человечества истины высшего порядка. Грешные существа способны увидеть лишь тень от яркой небесной славы».24

А что можно сказать об ошибках, погрешностях и неточностях в Библии?

3.3. Непогрешимость Писаний

Мы подошли к кульминационной точке богословских споров. Эту вершину веками штурмовали утонченные умы, самые глубокие исследования. Мы пойдем иным путем, тем, которым шли до сих пор. Обратим свое внимание на то, что само Писание говорит о своих погрешностях, ошибках и неточностях.

Священное Писание называет себя «вернейшим» (2Пет. 1:19), оно «пребывает вовек» (1Пет. 1:25), то есть постоянно, неизменно. Свои слова оно сравнивает с «серебром очищенным… семь раз переплавленным» (Пс. 11:7). «Чисто слово Господа» (Пс. 17:31), Он Сам его охраняет (Пс. 11:8), оно утверждено на небесах (Пс. 118:89). Не отдельные, но «всякое слово Бога чисто» (Прит. 30:5). «Божественная рука сохраняла ее [Библии] чистоту на протяжении всех веков».25 Эллен Уайт часто рядом со словом «Писание» ставит слово «непогрешимое». Это «непогрешимый критерий», «безошибочный путеводитель»; «безошибочное мерило»; «безошибочное откровение Его воли». 26«Человеку свойственно ошибаться; только Божье Слово непогрешимо», – еще одно высказывание из этой же группы. А вот еще одно: «Я верю каждому написанному в Библии изречению». «Человек, знающий Бога и Его Слово, твердо верит в Божественность Священного Писания. Он не проверяет Библию научными теориями. Напротив, все людские понятия и теории он испытывает этим безошибочным мерилом. Он знает, что Слово Божье есть истина, а истина никогда не противоречит сама себе; все, что в так называемой науке противоречит истине Божественного откровения, является всего лишь человеческой догадкой».27 «Несерьезному, поверхностному и предубежденному читателю может показаться, что эта книга полна противоречий и разногласий, в то время, как проницательный, вдумчивый и благочестивый исследователь увидит в ней безусловную гармонию». «Кто просматривает Писания, желая найти в них противоречия, тот лишен духовной проницательности. В своем искаженном видении такие люди найдут много поводов для сомнений и неверия там, где на самом деле все просто и ясно».28

3.3.1. Решение проблемы кажущихся погрешностей

Яркий пример тому – блестящее решение «ошибки» евангелиста Матфея, якобы допущенной в его Евангелии: «Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: “и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь”» (Матф. 27:9, 10). «Эта цитата – соединение различных фрагментов из Иер. 32:6-9 и Зах. 11:12, 13. Для нашего образа мышления сочетание цитат из сказанного двумя разными авторами и упоминание при этом только одного автора – явная ошибка».29

Многие годы скептики и атеисты высмеивали Писания, указывая на такую «грубую ошибку» евангелиста.* Христианам на подобные замечания оставалось отвечать молчанием и терпеливым ожиданием Божественного разъяснения. И оно пришло…

«Данный отрывок…иллюстрирует, как в свете нашей культуры и обычаев законный и общепринятый герменевтический прием того времени мог бы показаться нам неверным… В еврейской культуре времен Иисуса это был общепринятый герменевтический прием, который понимали и говорящий, и его аудитория. Было принято объединять два или более пророчеств и обозначать их именем наиболее выдающегося пророка из этой группы (в данном случае именем Иеремии) [а у Марка – Исаии]. Таким образом то, что кажется герменевтической ошибкой, на самом деле, если рассматривать вопрос в историческом контексте, является обоснованным герменевтическим приемом».30

Заинтересованных читателей мы отсылаем к известному произведению Ариэля А. Роса «В начале…», где автор приводит примеры многочисленных претензий к Священному Писанию, кажущихся неточностей, противоречий, ошибок и их блестящее опровержение современными открытиями археологии и истории. Мы ограничимся только следующим замечанием автора: «Достаточно будет сказать, что резкий критицизм по отношению к достоверности Библии, доминировавший в богословских кругах по обе стороны Атлантического океана сто лет назад, сейчас стал более умеренным. Нельзя утверждать, что сняты все вопросы – это далеко не так. Но уроки прошлого научили тех, кто ставит под сомнение достоверность Библии, быть более осторожными».31

Позвольте окончить наше короткое исследование вдохновенным призывом: «Собратья мои, позвольте Слову Божьему оставаться таким, как оно есть. Не давайте мудрствованию человеческому ослабить ни одно положение Священного Писания. Торжественное предостережение в Откровении должно предостеречь нас против этого. Во имя моего Господа я прошу вас: ”Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая” (Исх. 3:5)».32

_______________________________________________________________

 *Подобную «ошибку», по их мнению, допустил и евангелист Марк в своем Евангелии в главе 1, стихах 2, 3. Приведем эти тексты согласно греческому оригиналу: «Как написано у Исаии [Синодальный перевод опускает имя пророка Исаии] пророка: Вот Я посылаю Ангела Моего перед лицом Твоим, который приготовит путь Твой; глас вопиющего в пустыне: Приготовьте путь Господа, прямыми делайте дороги Его». Первая часть данного отрывка – пророчество из книги Малахии, а вторая – высказывание Исаии.

_______________________________________________________________

Список использованной литературы

  1. Уайт Э. Воспитание, с. 188.
  2. Уайт Э. Служение исцеления, с. 461.
  3. См. Уайт Э. Советы родителям, учителям и учащимся, с. 186; Патриархи и пророки, с. 51.
  4. Уайт Э. Воспитание, с. 20; см. История спасения, с. 17, 19, 24.
  5. См. Платон. Государства, кн. 7, с. 514, 515.
  6. Уайт Э. Избранные вести, т. 1, с. 22.
  7. Хазел Г. Постигая живое Слово Божье, с. 15, 31, 32.
  8. Там же, с. 25, 26.
  9. Там же, с. 27.
  10. См. Уайт Э. Свидетельства для Церкви, т. 5, с.84, 533; т. 6, с.393.
  11. Уайт Э. Наглядные уроки Христа, с. 111,110.
  12. Уайт Э. Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 499.
  13. Там же, т. 8, с. 157.
  14. Уайт Э. Воспитание, с. 169.
  15. Уайт Э. Избранные вести, т. 1, с. 23; Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 709.
  16. Уайт Э. Избранные вести, т. 1, с.21.
  17. Там же, с. 26.
  18. Библейский комментарий адвентистов седьмого дня, т. 12, с. 42.
  19. Тіссен Г. К. Лекції по систематичній теології, с. 67.
  20. Хазел Г. Постигая живое Слово Божье, с. 69.
  21. Уайт Э. Великая борьба, с. VI.
  22. Уайт Э. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 747; Великая борьба, с. V.
  23. Уайт Э. Великая борьба, с. VI.
  24. Уайт Э. Избранные вести, т. 1, с. 22.
  25. Уайт Э. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 25.
  26. Там же, т. 5, с. 192, 264; т. 4, с. 312; т. 8, с. 325; Великая борьба, с. VII.
  27. Уайт Э. Избранные вести, т. 1, с. 416, 17; Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 325.
  28. Уайт Э. Великая борьба, с. VI; Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 705.
  29. Верклер Г. Герменевтика, с. 33, 34).
  30. Там же, с. 34.
  31. Ариэль А. Рос. В начале… с. 337.
  32. Уайт Э. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 711.
Recent Posts
У Вас есть вопросы?

Если у Вас есть вопросы или Вы хотели бы лично познакомиться с Ольгой Васильевной, Вы можете написать ей сообщение:

Введите слово или фразу и нажмите клавишу "Enter" для поиска

СТАТЬЯ «ТЕНЬ ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ»ПРЕДОСТАВИМ ЖЕ СЛОВО ВЕЛИКОМУ ПРОРОЧЕСКОМУ СЛОВУ  Виктор Григорьевич – друг нашей семьи. И хотя во многих богословских вопросах наши мнения расходятся (В.Г. принадлежит к церкви пятидесятников), это не мешает нам подолгу рассуждать на духовные темы.