Есть пророк в Израиле

«ЕСТЬ ПРОРОК В ИЗРАИЛЕ»!

(Божий пророк и отношение к нему)

 «Верьте пророкам Его, и будет успех вам». 2Парал. 20:20

 Маленькая девочка, оторванная от своего дома, своих игрушек, и наиболее трагическое – от своих мамы и папы – превратилась из смеющегося, весело резвящегося ребенка в рабыню… Ребенок-рабыня… Может ли быть более ужасный статус? Но в маленькой головке маленькой девочки-рабыни, на которой окружающие видели только торчащие косички, было сокрыто великое знание: в Израиле есть пророк, снимающий проказу! А в маленьком, разбитом трагедией рабства сердечке была сокрыта великая вера: «Она верила, что Елисей обладал небесной силой».1

И потому из детских уст исшел великий, гениально простой, но судьбоносный совет: «О, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!» (4Цар. 5:3).

Что поразительно: в жизненном опыте девочки не было прецедента исцеления пророком прокаженного, и тем более язычника! Не было подобного прецедента и в опыте взрослых ее соотечественников. «Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился» (Луки 4:27). Но вера маленькой девочки возносится над человеческим опытом, давая ей «уверенность в невидимом» и невиданном.

…Большой мужчина, восседавший на большом царском престоле, стоящий на большом посту вождя Божьего народа… В его большой голове отсутствовало великое знание маленькой детской головки! В его большом сердце не было большой детской веры, а потому из его уст вырвался отчаянный вопль: «Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его?» (4Цар. 5:7). «Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? Пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле» (с. 8).

Парадокс Израиля времен пророка Елисея повторяется сегодня в Израиле современном… Простые члены Церкви, даже их дети знают, что в народе Божьем есть пророк, верят этому пророку, слушаются его и получают великие благословения. А некоторые знаменитые мужи с высоким теологическим образованием, стоящие во главе богословской мысли, не знают, не слушаются, не верят и остаются ни с чем… И сбывается слово, реченное в Евангелии: «Рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем» (Луки.1:51-53).

Упомянутый парадокс – не единственный в истории об исцелении Неемана. Текст пятой главы 4 Книги Царств – шедевр древнего писательского искусства, ибо построен на множестве ярких парадоксов, достигающих своей кульминации в конце повествования.

С некоторыми из них мы и познакомимся в данном исследовании.

 Парадокс 1

 И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. И сказал царь Сирийский Нееману: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому… И принес письмо царю Израильскому» (4Цар. 5:4-6).

Совет ребенка-рабыни двигает рукой не только военачальника, но и самого монарха величайшей державы того времени! Воистину, Господь силен спасать через многих и немногих, через бедных и богатых, через малых и великих. Бог ничем и никем не ограничен! В маленькой головке девочки Господь может сокрыть государственные думы. Какой великий и судьбоносный совет исшел из этой головки!

Маленькая головка… Девичья головка… Женская голова… Уважаемые наши джентльмены, как мы оцениваем их? Как мы используем их? Как мы слушаем и слушаемся их? Так ли, как Нееман и его господин-царь?

– Я не могу принять этот совет Эллен Уайт, потому что он исходит от женщины, – горделиво подняв голову, заявил представитель сильной половины человеческого рода.

Подумайте только, что было бы, если бы Нееман сказал подобное:

– Я не могу принять этот совет, потому что он исходит не просто от женщины, а от девочки, да еще маленькой!?

Парадокс 2

 И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей и остановился у входа в дом Елисея. И выслал к нему Елисей слугу… И разгневался Неман… И оборотился и удалился в гневе (с.9-12).

У скромного, обычного жилища еврейского пророка остановилась роскошная колесница. В сопровождении пышного кортежа воинов и слуг важный государственный чиновник терпеливо ожидает появления пророка… Обычная дверь со скрипом открывается, и на пороге появляется… нет, не убеленный сединой необыкновенный прозорливец, а его обычный молодой слуга и передает знаменитому воину самое простое, обычное повеление пророка… А пророк так и не вышел почтить высокородного полководца… «И разгневался Нееман»…

Обыденность, будничность окружающей обстановки, и прозаичность повеления пророка, даже не удостоившего его своим присутствием, возмутили гордого сирийца. Какое оскорбление его достоинства? Какое пренебрежение!

Реакция Неемана вполне объяснима, но не оправдана. Нееман забыл, кто есть кто в данной ситуации. К сожалению, он не был свидетелем событий в Дофаиме, и не видел сокрытой от простого глаза картины небесного воинства, окружающего простое жилище пророка, чтобы правильно оценить, кто есть кто (см. 4Цар. 6:8-18).

Автор четвертой книги Царств в данной главе 4 раза называет Елисея человеком Божьим. Слуги Неемана назвали его пророком. Сам же военачальник удостоил его только презрительного местоимения он.

В восточной культуре назвать человека личным местоимением «он», или еще хуже – указательным «этот» – выражение неуважения и презрения. Вспомните оскорбительное «Этот» жителей Назарета: «Откуда же у Этого это, и какая мудрость данная Этому?» (Мар. 6:2, пер. с оригинала). «Этот – выражение, часто означающее презрение». Такое же выражение присутствует в обвинении Господа лжесвидетелями: «Этот сказал…» (Матф. 26:61, пер. с оригинала). «Этот – презрительное указание на Иисуса».2

Уважаемый читатель, как мы относимся к человеку Божьему адвентистского народа? Кто Эллен Уайт для нас? «Она»? «Эта»? Мы понимаем, кто есть кто? У нас с вами все в порядке с определением статусов?

Парадокс 3

  И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал… (с. 11)

«Он ожидал увидеть какое-то особенное чудодейственное проявление небесной силы».3 Но пророк не оправдал его ожиданий…

«А мы-то думали»… – разочарованно вздохнули Клеопа и его товарищ, говоря о Величайшем Пророке, Самом Господе славы, не оправдавшем их ожиданий.

Согласитесь, друзья, что наши воображаемые картины далеко не всегда соответствуют реальным. И нам так трудно опустить на землю свои воздушные замки и иллюзорные хрустальные дворцы. Нам так трудно отказаться от своего мнения, от идей и решений, взлелеянных и выношенных в нашем сознании. Но к пророку нельзя идти со своим воображением, со своими установками, со своим мнением. Все это должно быть оставлено еще у двери хижины пророка. И если наши воображаемые картины не соответствуют пророческой действительности, какой должна быть наша реакция? «Обиженно и разочарованно»4 «оборотиться и удалиться во гневе» (с.12)?

Разрешите сказать нечто очень важное: практика церковной жизни не раз подтверждала фатальную закономерность: начало личностной деградации: нравственной, духовной, интеллектуальной или физической, – во множестве случаев совпадает именно с моментом вознесения своего мнения, своего я думал над повелением пророка.

Парадокс 4

 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет, и призовет Имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу. Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? Разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе» (ст.11,12).

Пророк говорит ясно и просто, понятно и доходчиво о совершенно реальных вещах, но человек отвергает совет пророка. Отвергнуть совет пророка? Какой парадокс! Чей же совет тогда принимать?

– Вы знаете, – звучит часто из уст членов Церкви, – я вправе не принять этот совет, потому что это только совет.

Лишенный логики аргумент, не правда ли? А если это добрый совет? А если это совет Божий? Откройте, уважаемый друг, библейскую симфонию и поищите, сколько раз в ней упомянуто выражение «совет Божий». И что же, его так же не принимать, потому что это только совет?

Нет, не совет стоит на пути нашего послушания пророку… Что препятствовало военачальнику сирийской армии снять свою роскошную, с военными отличиями тунику, войти в мутные воды израильской реки, которая не идет ни в какое сравнение с дамасскими реками, и окунуться с головой семь раз? «Гордый дух Неемана взбунтовался против предписания Елисея».5

Гордыня – отличительная черта характера, которую по распространенности апостол Павел ставит на третье место в своем перечне отрицательных качеств последнего поколения. «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды…» (2Тим. 3:1,2). Чтобы принять совет пророка нужно смирение, а оно, к сожалению, – редчайшее «ископаемое» в нынешнем христианстве.

– Разве я не мог бы омыться в своих реках и очиститься? – презрительно вопрошает Нееман?

Да, омыться мог бы, но очиститься – НЕТ!

«Он мог исцелиться только после точного исполнения предписания пророка. Только добровольное послушание может дать желанный результат».6

– Разве я не могу жить по системе современных целителей и быть здоровым? – спрашивают некоторые адвентисты.

Да, жить могу, но быть здоровым – НЕТ!

– Разве я не могу читать труды известнейших с мировым именем богословов и правильно понимать вопросы спасения? – заявляют другие.

Да, читать могу, но правильно понимать – НЕТ!

Очиститься можно было только четко следуя совету пророка. Здоровым можно быть только четко следуя совету пророка. Обладать правильным пониманием вопросов спасения можно только слушая слова пророка.

Представьте себе, уважаемый читатель, что было бы с Нееманом, если бы он так и остался при своей гордыне? Если бы он так и не послушался совета пророка? Но, переступив через свою гордыню, послушавшись пророка и совершив самое обычное семикратное окунание в обычной воде, военачальник обнаружил потрясающую уникальность и необыкновенность Божьего человека и его повеления.

Парадокс 5

  И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? И тем более, когда он сказал тебе только: «омойся и будешь чист» (с.13).

Парадоксально, но факт: нам почему-то так трудно делать легкое, и так легко делать трудное. Нам ничего не составляет отвешивать свое серебро за импортные лекарства, преодолевать сотни километров в поисках целителя, проходить сложные, мучительные процедуры, предписанные им, но так трудно послушаться гениально простых, бесплатных, безболезненных рекомендаций нашего пророка…

Как к стати здесь утверждение мудрого человека:

«Нужность не трудна, а трудность не нужна»…

Григорий Сковорода

Парадокс 6

 И пошел он, и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился (с. 14).

Думаете ли вы, что Неман пылал глубоким расположением к повелению пророка, входя в воду? Его чувства были настроены на исцеление? Он ощущал глубокое доверие к словам провидца? Ему было все в них понятно, он был со всем согласен? У него не было своего мнения и своего понятия об этих вещах?

Что побудило его послушаться пророка? Исключительно логические доводы его друзей. «Надменный сириец, подавив свою гордыню, в смирении склонился перед волей Иеговы».7 Послушание, уважаемые друзья, вопреки чувствам – это и есть вера. Есть у вас чувства расположения или нет, настроены вы на предписанные указания или нет, имеете вы свое мнение или нет, пожалуйста, подавите это все и послушайтесь слов пророка, и результат вас восхитит. Послушайтесь вопреки непониманию, вопреки несогласию, вопреки собственному мнению, пожалуйста, послушайтесь!

Вы помните Петра?

– Господи, да мы всю ночь трудились и ничего не поймали! Поверь мне, потомственному, бывалому рыбаку, сейчас начинать лов – бесполезное дело. Но… так уж и быть, по слову Твоему закину сеть (см. Луки 5:1-5).

Послушание вопреки впечатлениям, чувствам, настроению, даже вопреки собственному опыту и здравому смыслу – и невод начал прорываться от небывалого улова…

Обратите внимание, как в обоих случаях ясно отмечен мотив послушания: по слову человека Божия и по слову Твоему! Уже только потому следует слушаться слов пророка, что их произнес пророк.

«Верьте пророкам Его, и будет успех вам» (2Парал. 20:20)…

Парадокс 7

 Отметил Сам Христос:

Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Немана Сириянина (Луки 4:27).

У десятков, а возможно, у сотен израильских прокаженных исцеление находилось совсем рядом. Не нужно было пересекать границу чужой страны, не нужны были рекомендательные письма монарха, не нужны были особые чувства расположения к предписаниям. Нужно было просто прийти и послушаться отечественного пророка. Никто не пришел, никто не очистился из Божьего народа. Пришел и очистился чужестранец.

«Бог прошел мимо многих прокаженных в Израиле… Языческий вельможа… оказался в Божьих глазах более достойным Его благословений, чем другие страдальцы в Израиле, которые пренебрегли данными им Богом преимуществами».8

Современные Нееманы из далекой «Сирии», почти ничего не знающие об истине, получают исцеление, слушаясь адвентистского пророка, а те, в среде которых и для которых более полутора века звучит голос этого пророка, потомственные христиане, доктора богословия болеют и умирают. Какой потрясающий парадокс!

С какой грустью, отмечая отношение некоторых христиан к своему современному пророку, Христос мог бы повторить: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Матф. 13:57).

Парадокс 8

 И возвратился к человеку Божию – он и все сопровождающие его, и пришел, и стал перед ним, и сказал: вот я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего (стих 15).

Наконец-то Нееман понял, кто есть кто! Гордый языческий военачальник пришел к потрясающему открытию! Обратите внимание: пророк ни разу даже не упомянул имя Бога в своем повелении Нееману. Ни разу внимание военачальника он не переключил на Того, Кто стоял за его повелением, и Чьим авторитетом было оно наделено. И, однако же, язычник сделал совершенно правильный вывод! Глаза незрячие доселе открылись и за видимой картиной обычной хижины, обычного старого человека он узрел Необыкновенную Личность, уполномоченным Которой был этот старец. Теперь-то Нееман понял, кто есть кто! Как знаменательно: подобно тому, как автор четвертой книги Царств 4 раза называет Елисея человеком Божьим, гордый некогда воин теперь 4 раза называет себя рабом пророка. Вот наивысший статус для смертного человека! Не «военачальник царя Сирийского», не «великий человек у господина своего», не «отличный воин» (стих 1), а «раб пророка»…

Уважаемый читатель! Мы уже определили, кто есть кто? Мы уже узрели, кто стоит за советами и рекомендациями пророка нашей Церкви? Открыты ли наши глаза, чтобы за каждым его словом видеть Совершеннейшего в совете? Понимаем ли мы, что слова нашего пророка – это не просто его мнение? Так считать – равносильно греху против Святого Духа!

«…Многие из вас заявляют, что это просто мнение сестры Уайт. Тем самым вы оскорбили Духа Божьего».9 Понимаем ли мы, что слова этого пророка – это свидетельство Иисуса Христа? Нет, не свидетельство об Иисусе Христе, а свидетельство Самого Иисуса, т.е. весть, которую посылает нам Сам Господь с небес! «Ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19:10).

В таком случае, понимаем ли мы, что быть пророком – наивысший статус для человека, а быть рабом этого пророка – наивысшее призвание для вас и для меня?

Парадокс 9

Только вот в чем да простит Господь раба твоего: когда пойдет господин мой в дом Риммона для поклонения там, и опрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то за мое поклонение в доме Риммона, да простит Господь раба твоего в случае сем. И сказал ему [Елисей]: иди с миром (с.18, 19).

Трем преклонившимся юношам во время всеобщего поклонения на вавилонском поле Деир Елисей не сказал бы: «идите с миром». И Даниилу, если бы он, услышав приказ Дария, молился Богу в укромном уголочке за закрытыми окнами, он тоже не сказал бы «иди с миром». Воистину, «от всякого, кому дано много, много и потребуют» (Луки 12:48).

Сколько дано нам с вами, уважаемый читатель? Много! Очень много! Скажет ли вам и мне наш пророк «иди с миром»?

«Раб же тот, который знал волю господина своего…и не делал по воле его, бит будет много… Кому много вверено, от того больше взыщут» (Луки 12:47, 48).

Теперь автор четвертой книги Царств логически переходит к повествованию о том, «кому однажды были даны самые святые и высокие преимущества»,10 к рабу, «который знал волю господина», к настоящему рабу пророка, к его слуге…

Парадокс 10

 И сказал Гиезий, слуга Елисея, человека Божия… (стих 20).

Повествование о Неемане сирийце можно было бы закончить на его радостном, ликующем возвращении домой. И мы облегченно вздохнули бы, и сказали, что рассказ «кончается хорошо». Но, к сожалению, это еще не конец. Наше внимание с исцеленного язычника переключается на личность другого уровня, высшего, на личность, которая была ближе всего к пророку – на слугу пророка.

Слуга пророка – высокий духовный статус в Израиле. Как правило, слуга пророка – его ученик, его будущий преемник, будущий пророк.

Елисей, начинающий служение слуги пророка тем, что поливал воду на руки своего господина, стал пророком вместо Илии. Следующим пророком должен был стать Гиезий. «Он имел привилегию стать благородным знаменоносцем Господнего войска. Наилучшие дары неба долгое время находились рядом… Ему были даны самые святые и высокие преимущества».11 Находиться рядом с пророком многие часы, дни, месяцы и годы…Слушать его голос… Ловить каждое слово из его уст…Наблюдать его жизнь… А потом самому стать пророком и, возможно, вознестись в огненной колеснице к самим небесам, не увидев смерти…. Какое высочайшее преимущество!

Но разрешите, уважаемый читатель, из-под облаков опуститься на землю: слуга пророка – это только слуга пророка, это еще не пророк.

Уважаемый современный слуга пророка! Нет, нет, вы ни в коем случае не поливаете воду на руки пророка! Вы только подобно слуге Елисея, передаете пророческую весть современным Нееманам. Вот вы стоите за кафедрой, как глашатай Божьего пророка, а Нееманы внимают вашим словам, «окунаются в водах Иордана», и очищаются! Пожалуйста, помните, что вы только слуга пророка.

А возможно вы президент конференции, униона, дивизиона? Пожалуйста, помните, что вы только слуга пророка.

Нет, вы доктор богословия, очень известный теолог! Ваше серьезное, многолетнее богословское образование не идет ни в какое сравнение с несколькими классами образования пророка нашей Церкви?

Пожалуйста, помните, что вы только слуга пророка.

Парадокс 11

Вот господин мой отказался… Жив Господь. Побегу я…(с.20).

Слуга пророка не может сказать что-то лучше, чем пророк. Слуга пророка не может критиковать пророка, не может считать что-то ошибочным в его словах.

Слуга Елисея это забыл… Он забыл то, к чему пришел в своем прозрении Нееман: за каждым словом и повелением пророка стоит Высочайший авторитет Бога. В своей слепой ревности исправить пророка, слуга пророка видит Бога не за словами пророка, а за собственными решениями и действиями: «Жив Господь. Побегу я…» Он корректирует человека Божьего во имя Бога! Какой парадокс!

Уважаемый современный слуга пророка! Помните ли вы, что вы слуга пророка? А это означает следующее:

  • вы не пытаетесь выискивать ошибки, погрешности или противоречия в словах пророка или же в его жизни;
  • не разделяете вести пророка по признаку важное/ маловажное;
  • не оцениваете критически содержание его вести, определяя, что в ней – весть от Бога, а что – просто мнение самого пророка;
  • не стремитесь даже во Имя Бога исправить нечто неудобовразумительное в вести пророка, помня, что вы только слуга пророка!

Парадокс 12

 …И погнался Гиезий за Нееманом. И увидел Нееман бегущего за собой, и сошел с колесницы на встречу ему, и сказал: с миром ли? Он отвечал: с миром…дай им талант серебра и две перемены одежд… И завязал он два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд» (с.21-23).

Был ли слуга пророка обеспеченным человеком? Несомненно! Пропитание, проживание и все другие жизненные потребности его были удовлетворены. Зачем же Гиезию нужны были дорогие вещи, выпрошенные у Неемана? Если он готовился быть пророком, зачем же они были нужны? Неужели он думал пользоваться ими? Представьте себе пророка в роскошном сирийском одеянии… Или обвешанным золотыми вещами… Парадокс! Тогда зачем же ему все это? Непонятно!

Понятно только следующее: он был недоволен отказом пророка от подарков, он имел на этот счет свое собственное мнение. Он собирался стать пророком, но не таким, как его господин! Его господин – это вчерашний день! А он будет современным пророком – богатым…

– Понимаете, Эллен Уайт – вчерашний день, – заявил один из современных слуг пророка.

Согласна. Но сегодняшний день строится на вчерашнем, а завтрашний – на сегодняшнем! Тем и отличается Божье прогрессивное откровение от богословских спекуляций, что оно не противоречит вчерашнему, а строится на нем.

Однажды на большой евангельской программе в областном центре Западной Украины к лектору, читающему материал по библейской психологии брака, подошла группа преподавателей кафедры психологии государственного университета и попросила конспекты лекций.

– У нас нет такого материала. Он гениально прост и радикально действенен! Рекомендации, излагаемые вами, решают практически каждую проблему брака, – объяснили они свою просьбу.

Но рекомендации, которые они слышали – это рекомендации нашего пророка! И это «вчерашний день»? Для многих и многих современных Нееманов – высокообразованных людей – это недосягаемое «завтра», а для некоторых слуг пророка – это «вчера»?… Какой парадокс!

Парадокс 13

  Когда он пришел и явился к господину своему, Елисей сказал ему: откуда, Гиезий? И сказал он: никуда не ходил раб твой. И сказал он ему:…Время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий или крупный скот, и рабов или рабынь? Пусть же проказа Неемана пристанет к тебе и к потомству твоему навек. – И вышел он от него белый от проказы, как снег (с.24-27).

Разрешите последний, кульминационный, самый разительный, самый трагический парадокс древней истории о Неемане, изобразить графически:

Прокаженный язычник, который был дальше всего от пророка, на самом краю, дальше уже некуда, исцелился от проказы и назвал себя рабом пророка. Тот, кто был ближе всего к пророку, ближе уже некуда, заболел проказой и, возможно, навсегда перестал быть слугой пророка, хотя продолжал именовать себя его рабом… И этот великий парадоксальный обмен определило одно-единственное – отношение к пророку!

«Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плачь и скрежет зубов» (Матф. 8:11, 12).

Где на этой линии находитесь вы, уважаемый читатель, уважаемый слуга пророка?

Список использованной литературы

  1. Уайт Э. Пророки и цари, с. 245.
  2. Библейский комментарий АСД на Евангелие от Марка; Библейский комментарий АСД на Евангелие от Матфея.
  3. Уайт Э. Пророки и цари, с. 246.
  4. См. там же, с. 249.
  5. Там же.
  6. Там же.
  7. Там же.
  8. Там же, с. 253.
  9. Уайт Э. Свидетельства для Церкви, т.5, с. 64.
  10. Уайт Э. Пророки и цари, с. 252.
  11. Там же, с. 250, 252.
Recent Posts
У Вас есть вопросы?

Если у Вас есть вопросы или Вы хотели бы лично познакомиться с Ольгой Васильевной, Вы можете написать ей сообщение:

Введите слово или фразу и нажмите клавишу "Enter" для поиска

БІЛЯ СТІН НЕБЕСНОЇ СВЯТИНІ…  Протягом одного тижня я отримала два листа…