Соль… пресная или соленая?

Соль… пресная или соленая?

(Размышление над 14 главой Евангелия от Луки)

Тема крестного хода – одна из самых популярных в славянской живописи, начиная с Василия Перова. Однако шедевр Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии» не имеет себе равных.

Поражает «полный и беспощадный реализм»1 этого полотна. Но особенно удивляет и ошеломляет нечто другое: крестный ход… а где же крест? Его нет! Есть фонарь во главе процессии, увешанный гирляндами лент, есть там вдалеке хоругви, развевающиеся на ветру, но нет креста! Какой парадокс: крестный ход без креста! Его не видно ни во главе шествия, ни в руках идущих, ни на их плечах, он даже не отражен на их лицах!

И все же крест незримо присутствует на холсте. Обратите внимание на левый поток ступающих по обочине, отделенный от правого кордоном пеших и конных урядников… Нищая братия – странники, богомольцы, крестьяне-бедняки, хромой горбун, согбенные фигуры, склоненные к земле головы… Они даже не смеют помыслить, что именно они и составляют подлинный крестный ход, во главе которого ступает невидимый Великий Крестоноситель… Нет, не «в белом венчике из роз впереди – Иисус Христос»2, а в терновом венце, согбенный под ношей тяжкого Голгофского креста… А за Ним тянется длинная вереница калек и нищих, смиренно несущих в терпении каждый свой крест…

Два потока «Крестного хода Курской губернии» –  левый и правый… Сегодня он движется по средине всего человечества, разделяя общество, семьи и церкви на христиан, несущих крест, и на христиан без него, на «левых» и «правых»… Именно их, рукой мастера рисует евангелист Лука на полотне 14 главы своего Евангелия.

Правый поток: пресная соль

Итак, правый поток, крестный ход без креста, «соль, потерявшая силу», «пресная», несоленая соль (Луки 14:34, 35)… О шествующих этим курсом высказался Сам Великий Крестоноситель: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (ст. 27). И начинается правый поток у Луки почти таким же, что и у Репина, фрагментом старосты, отгоняющего палкой молодого калеку-горбуна, а у Луки –  «начальниками фарисейскими», отгоняющими от благословения исцеления страдающего водянкой (с. 1, 2).  

Вот они, с выражением важности, собственной значительности, притворного благочестия и высокомерия, граничащего с чванством, горделиво подняв голову и оглядываясь по сторонам, пробираются, чтобы занять первые места в этом «крестном» параде (ст. 7-11)… А вот и хозяин, позвавший на пир друзей, братьев, родственников с тайной надеждой, что и они когда-то позовут его на подобный почетный обед (ст. 12). Разве ему в голову придет пригласить к себе в дом из «левого» потока «нищих, увечных, калек, хромых, слепых» (ст. 12-14)? Ни в коем случае! Палкой их, палкой! Вон! Подальше от элитного «правого». Только им, уверенным, богатым, известным приготовлено место в Царствии Божьем на вселенском «крестном» параде, на элитарном небесном ужине. Они уже блаженствуют, предвкушая хлеб этого Царства (ст. 15)…

Но, о потрясающий еще один парадокс: когда звучит реальное приглашение на этот ужин, из уст приглашенных слышны совершенно неоправданные, ничтожные извинения (ст. 16-20)! Даже больше, это не просто извинения, текст оригинала представляет следующую формулу отговорки: «Прошу тебя, имей меня извиненного» (ст. 18, 19). Т. е., понимая ничтожность причин своего отказа, они хотят, чтобы пригласивший закрыл глаза на реальную картину происходящего и принял их извинения.

Почему же, о, почему они отказываются? Однозначно: приглашение хозяина на Евангельский пир, на самом деле, – это приглашение перейти в «левый» поток, перейти под крест… И «правое» крыло крестного хода это хорошо понимает…

Быть первым, видным, значимым, заметным, важным, всегда занимать первое место – вот их главное устремление…. А для этого первое место в жизни они отводят землям, полям, быкам (с. 16-20). Более интеллигентные отдают предпочтение детям, жене, родителям, братьям и сестрам (с. 26). Одним словом – водружают спереди фонарь… Все, что угодно, только не Его, Несущего крест, и никакого орудия унижения, пригибающего к земле гордыню, самоуверенность и  высокомерие…  Порядочные, значимые христианине, но без креста, «несоленая соль», глупая (буквальный перевод) соль… Почему глупая? Потому что рано или поздно «ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее» (с. 35).

«Многие обольщают свою собственную душу, живя беспечной, удобной религией, не ведающей креста. Но Иисус говорит: “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною”».3

Левый поток: соленая соль

«Какие бы кресты вам не пришлось нести, какие бы труды и страдания ни были посланы вам Божьей рукой, вы должны безропотно принимать все, что выпадает на вашу долю».4

Именно это изображено в «левом» потоке картины Репина… Молодой калека-горбун, согнувшийся почти до земли, нищие, оборванные женщины… Да, это крест, крест жизни, крест страдания, болезни и бедности, наложенный на них против их воли. Его не сбросить, не оставить, не обойти… Альтернативы, выбора нет, впрочем, есть один: роптать или не роптать, возмущаться или терпеливо нести, взирая на Шествующего впереди. Он-то мог сбросить Свой крест, отказаться от него, обойти, но ради них, тех, кто не сможет этого сделать, кто никак не может сам себе помочь, сам себя спасти, Он несет Свой крест. Он несет его и поныне, навечно ограничив Себя человеческой плотью…

Какой крест имел в виду Христос, сказав: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (с. 27)? А у Матфея: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38). Что это за крест, который, по словам Учителя, можно «не нести» и даже «не брать»? Это ли бремя, которое невозможно свергнуть со своей спины, сбросить и отказаться, оставить и не брать? О, нет! Это крест, который можно нести, а можно не нести, можно взять, а можно не взять, и даже не взявши, все-таки идти за Христом, идти налегке… Это добровольно взваленный на собственные плечи крест, это личное сознательное решение взять на себя нечто, отказавшись от всего. «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (с. 33). «Крест – это нечто, идущее вразрез с естественными желаниями и волей человека».5

Приглашаю вас, уважаемый читатель, в выставочный зал таких добровольных крестов христианина… Вот они, их целый лес! Самый тяжелый из них – наше эгоистичное «я», с его прихотями, капризами и своенравием, плохими привычками и наклонностями, страстями, неприглядными чертами характера, своеволием…. Полегче, но довольно неудобный, «невкусный» крест – воздержание в питании – полный отказ от вредной пищи и умеренность в полезной. Вот очень неприятный, некрасивый, «не модный», даже уродливый (особенно для прекрасной половины человеческого рода) – смирение, простота и скромность в одежде… Истина, Нравственный Закон, суббота – это тоже крест. Список можно продолжать…

Какой из них изберем мы с вами, уважаемый читатель? И изберем ли, вообще? Где вы и я, «слева» или «справа» крестного хода? За чем движемся по жизни: за крестом или фонарем? Мы уже подумали об этом? Мы оценили, взвесили, рассчитали силы и возможности, сможем ли построить эту «башню» и выиграть эту «войну» (с. 28-32)? Не сможете? И я не смогу…

А теперь позвольте самый потрясающий парадокс: вопреки всем нашим логическим расчетам, поднимем его, наш личный добровольный крест! Не будем убегать от него,6 пожалуйста, возьмем его, возьмем обязательно! И мы с удивлением обнаружим, что на него можно опереться, как на посох! Более того, он увешан, нет, не гирляндами лент, как фонарь, а милостью, состраданием, сочувствием и невыразимой любовью! И самое главное: он… поднимает нас к Небу!7  

Список использованной литературы

  1. Википедия, художественный критик Андрей Сомов.
  2. Блок А. Поэма «Двенадцать».
  3. Уайт Э. Избранные вести, т. 1, с. 382.
  4. Уайт Э. Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 568.
  5. Там же, т. 2, с. 651.
  6. См. Уайт Э. Избранные вести, т. 1, с. 299.
  7. См.  Уайт Э. Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 47.

Ольга Стасюк

Ключевые слова – соль, пресный, соленый, крестовый ход, Репин, шедевр, картина, крест
Recent Posts
У Вас есть вопросы?

Если у Вас есть вопросы или Вы хотели бы лично познакомиться с Ольгой Васильевной, Вы можете написать ей сообщение:

Введите слово или фразу и нажмите клавишу "Enter" для поиска

Сито Божье уже приближается («Время великого просеивания») - ПросеиваниеПоследний Суд и царица юга Встать! Суд идет! Слово присяжному заседателю – царице юга!