Истинное пробуждение или ложное?

Истинное пробуждение или ложное?

(Материал взят из книг Э. Уайт «Деяния апостолов», главы: «Пятидесятница», «Дар Духа»; «Великая борьба», главы: «Великое религиозное пробуждение», «Возрождение в наши дни»; «Избранные вести», т. 1, раздел «Возрождение и преобразование»; «Избранные вести», т. 2, главы: «Предостережение против чувственных учений и религиозного экстаза», «Предостережения относительно ложных притязаний на водительство Духом»)

Какое предупреждение дает Дух  пророчества?

1) Сатана опередит истинное пробуждение

«Перед тем, как последние суды Божьи посетят нашу землю, среди народа Божьего произойдет такое возрождение благочестия и святости, какого еще не бывало со времен апостолов. На детей Божьих будет излит Его Дух и сила… Но враг человеческой души всеми силами старается помешать такой работе; он попытается не допустить возникновения этого движения, подменяя его своей фальшивкой… В тех церквах, которые ему удастся обольстить, он создаст впечатление, будто уже излились особенные благословения Божьи; и будет казаться, что происходит великое религиозное пробуждение. Множество людей будет радоваться чудесному воздействию на них Бога, в то время как это будет совершать совсем другой дух» (ВБ, 464).

«Во многих религиозных движениях, происходивших за последние полвека, в большей или меньшей степени видно действие той самой силы, которая проявит себя в более широких движениях будущего» (ВБ, 464).

2) В Церковь проникнет фанатизм

«Таким образом фанатизм придет на смену сбалансированным, хорошо организованным, подчиняющимся небесному управлению действиям по завершению Божьей работы» (2ИВ, 17).

«Как я боюсь, что в нашем народе появятся симптомы нового фанатизма!» (2ИВ, 44).

«На этом этапе нашей истории мы должны тщательно оберегать себя от всего, что напоминает фанатизм и беспорядок» (2ИВ, 41).

«Постоянно существует опасность, что мы впустим в нашу среду нечто такое, что покажется нам проявлением Святого Духа, но в действительности будет плодом духа фанатизма» (2ИВ, 43).

«Я всегда говорила: проповедуйте Слово в простоте и смирении, излагайте людям ясную, неискаженную истину, не открывайте дверь фанатичным движениям, ибо они ввергнут детей Божьих в смущение и разочарование и в конечном итоге приведут к неверию» (2ИВ, 28).

Можно ли отличить истинное пробуждение от ложного?

«Но обмана можно избежать. В свете Слова Божьего не так уж трудно определить природу этих движений… Если применить правило, данное Самим Христом: “По плодам их узнаете их” (Матфея 7:16), становится ясно, что эти движения – не от Духа Божьего» (ВБ, 464, 465).

«Поэтому нам следует быть крайне осторожными, смиренно ходить пред Богом, дабы иметь духовную глазную мазь и отличать работу Святого Духа Божьего от воздействия того духа, который является источником дурных нравов и фанатизма» (1ИВ, 142).

Можно ли считать признаком истинного пробуждения большое количество крещенных?

«Верно, что пробуждается всеобщий интерес, многие обращаются, и церкви пополняются, и, тем не менее, нельзя утверждать, что происходит возрастание истинно духовной жизни. Свет ярко вспыхивает на какое-то время, а потом гаснет, и тьма становится еще непрогляднее» (ВБ, 463).

«Некоторые организуют массовые собрания по возрождению веры, чтобы таким образом привлечь в Церковь большое количество людей. Но когда религиозное возбуждение проходит, куда деваются обращенные?» (2ИВ, 19).

Каковы характеристики истинного пробуждения?

1) Простота и спокойствие

«Общение между Богом и Его народом происходит спокойно; у тех, кто уповает на Него, все тихо и непритязательно. Везде будут простые, верные, искренние верующие в Библию, слушающие и исполняющие Слово Божье. Они будут здраво, серьезно и разумно ожидать Господа (2ИВ, 22).

«Вновь и вновь в прошлые годы Господь поручал мне протестовать против причудливых и запрещенных методов, применяемых то теми, то другими. Я всегда говорила: проповедуйте Слово в простоте и смирении, излагайте людям ясную, неискаженную истину, не открывайте дверь фанатичным движениям, ибо они ввергнут детей Божьих в смущение и разочарование и в конечном итоге приведут к неверию» (2ИВ, 28).

2) Основа истинного пробуждения – исследование Писания

«Существует опасность, что беспочвенные, надуманные теории и суеверные фантазии заменят Священное Писание. . . Давайте помнить, что Слово, которое Христос поручил нам проповедовать всем народам, племенам, языкам и коленам, запечатлено Святым Духом. Это Божий замысел действий. Христос же – это могучая сила, которая подтверждает Слово, приводя людей через обращение к истине, к разумной вере, пробуждая желание творить то, что Он заповедал им. Человек, видимое орудие, должен проповедовать Слово, а Господь Иисус, невидимая сила, Духом Своим Святым делать это Слово действенным в жизни тех, кто принимает его» (2ИВ, 18).

«Везде, где Слово Божье проповедовалось добросовестно, оно приносило плоды, свидетельствовавшие о его Божественном происхождении… Мы можем с уверенностью сказать, что нет благословения Божьего там, где люди пренебрегают свидетельством Библии, отворачиваются от тех ясных и испытывающих душу истин, которые требуют самоотречения и отказа от мирских удовольствий» (ВБ, 461, 464).

«Вечная жизнь – это принятие живого Слова и исполнение воли Божьей… Слово Божье есть дух, истина и жизнь. Все, кто верует в Иисуса Христа как своего личного Спасителя, питаются Словом Божьим. Святой Дух делает это вечное Слово, Библию, содержащую бессмертную истину, понятной для вдумчивого читателя. Тот, кто исследует Библию с молитвой, получит духовную опору и подкрепление… Святой Дух поддерживает серьезного исследователя. Он озаряет ум и дает человеку новое, свежее понимание истины. Ищущая душа исполнится такой радостью и миром, которые ранее были ей неведомы. Как никогда раньше, она осознает, насколько драгоценна истина. Новый небесный свет так ясно высвечивает значение написанного, что создается впечатление, будто каждая буква Библии тиснена золотом. Сам Бог обращается к разуму и сердцу, делая Слово духом и жизнью» (2ИВ, 38, 39).

«Простые, определенные свидетельства Писания под влиянием Святого Духа так властно покоряли сердца людей, что только немногие могли противиться им» (ВБ, 369).

«Многое же из того, что сегодня называется испытующей истиной, – просто пустая болтовня, порождающая лишь противление Святому Духу… Много говорится о принятии Святого Духа, и некоторые истолковывают эту истину превратно, причиняя вред церквам… Эти теории были изобретены людьми, не усвоившими первый и самый главный урок, суть которого в том, что Дух Божий и жизнь – в Слове Божьем… Им нужно ycвоить начальные принципы Слова Божьего» (2ИВ, 38, 39).

«Через Писание Святой Дух обращается к уму и запечатлевает истину в сердце. Так Он разоблачает заблуждение и изгоняет его из сердца. Посредством Духа истины, действующего через Слово Божье, Христос привлекает к Себе избранных чад» (ЖВ, 671).

3) Условия получения особого излития Святого Духа:

«Возрождение истинного благочестия в нашей среде – величайшая и наиболее насущная наша потребность. Стремиться к этому – наша первейшая задача… Однако наша задача… выполнить те условия, на которых Бог обещал даровать нам Свои благословения» (1ИВ, 121).

«Христос обещал Своей Церкви дар Святого Духа, и это обетование относится к нам так же, как и к первым Его ученикам, но дано оно, как и всякое обетование, на определенных условиях» (ЖВ, 672).

Глубокое самоисследование, удаление греха

«Дух Божий не сможет сойти, пока она [Церковь] не приготовит Ему путь. Необходимо ревностно исследовать свое сердце…. Если мы будем исследовать наши сердца, удалять свои грехи и искоренять порочные наклонности, наши души перестанут возноситься в тщеславной гордыне, мы уже не будем полагаться на самих себя, ибо обретем постоянное ощущение того, что все наши способности от Бога» (1ИВ, 126, 122).

«Наступившее пробуждение заставляло людей исследовать свое сердце и смиряться» (ВБ, 462).

«Верующие тщательно исследовали каждую свою мысль, каждое побуждение своего сердца, как если бы они находились на смертном одре… О, если бы дети Божьи и в наше время обладали тем же желанием исследовать свое сердце, той же искренней и безусловной верой! Если бы они также смиряли себя перед Богом» (ВБ, 373).

«В те дни глубокого самоисследования, чувствуя духовную жажду, они [ученики Христа перед Пятидесятницей] взывали к Господу о святом помазании» (ДА, 37).

Покаяние, исповедание и смирение

«Ожидая исполнения обетования, ученики смиряли свои сердца в истинном раскаянии и исповедовали свое неверие перед Богом… Под действием Духа слова покаяния и исповедания сливались с песнями хвалы за прощенные грехи» (ДА, 36, 38).

«Когда служение искупления совершалось первосвященником во Святом святых земного святилища, люди должны были сокрушать свои души перед Богом, исповедуясь в своих грехах, дабы те могли быть искуплены и изглажены. Неужели в нынешний истинный День искупления, когда Христос в небесном святилище ходатайствует о Своем народе и когда провозглашается окончательное, бесповоротное решение о каждом из нас в отдельности, от нас требуется меньшее?… Если нам не безразлично спасение наших душ, мы должны произвести решительные перемены. Нам необходимо взыскать Господа с истинным покаянием; мы должны в глубоком душевном раскаянии исповедать свои грехи, дабы они были изглажены… Пусть Церковь восстанет и покается перед Богом за свое отступление… Необходимы единые, постоянные молитвы, в которых мы с верою просили бы об исполнении обетований Божьих. Не во вретище нужно облекаться, как в древние времена, но смирять свою душу. Мы не имеем ни малейшего повода к самовозвышению и самовосхвалению. Мы должны смирить себя под могучую руку Божью» (1ИВ, 125, 126).

«Однако наша задача исповеданием, смирением, покаянием и искренней молитвой выполнить те условия, на которых Бог обещал даровать нам Свои благословения… Когда будет приготовлен путь для Духа Божьего, придет и благословение… Нечестивые люди и бесы не смогут воспрепятствовать работе Божьей или Его присутствию на собраниях Его народа, если верующие с сокрушенными сердцами исповедуют и оставят свои грехи, и будут с верою ожидать исполнения Его обетований» (1ИВ, 121, 124).

«Ветхий и Новый Заветы указывают нам на единственный способ выполнения Божьей работы. Покайтесь, покайтесь, покайтесь – такова была весть Иоанна Крестителя в пустыне. Весть Иисуса Христа к людям звучала примерно так же: “Если не покаетесь, все так же погибнете” (Луки 13:5)». «Апостолам было велено повсюду проповедовать, чтобы люди покаялись. Господь желает, чтобы сегодня Его служители проповедовали старую евангельскую весть, необходимость печали о грехе, покаяния и исповедания. Нам нужны проповеди и обычаи древности, отцы и матери в Израиле» (2ИВ, 19).

«Многие в раскаянии и смирении взыскали Бога… Многие проводили в молитвах целые ночи, желая увериться в том, что Господь простил их грехи… Но как мало молятся в наше время, как мало сокрушаются о грехах!… “Свет… который просвещает всякого человека, приходящего в мир”, озарял самые сокровенные уголки души, и “все тайное становилось явным”. Глубокое раскаяние овладевало их умом и сердцем. Они были убеждены о грехе, праведности и грядущем суде… Гордость и скрытность перестали быть преградой в отношениях. Повсюду слышались чистосердечные признания… С верой и смирением они приняли Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира, и через Кровь Иисуса “получили оставление грехов”. Эти души сотворили “достойный плод покаяния”» (ВБ, 369, 461).

Готовность подчиниться водительству Духа

«Многие верят обетованию Господа и во всеуслышание заявляют, что оно принадлежит им. Они говорят о Христе и Святом Духе, однако не получают от этого никакой пользы, так как не вверяют себя Божественной силе. Мы не можем использовать Святой Дух, но Дух должен использовать нас… Однако многие хотят не подчиниться Ему, а управлять сами собой. Вот почему они не получают небесного Дара. Дух дается только тем, кто смиренно ждет милости от Бога, кто ищет Его водительства и Его благодати» (ЖВ, 672).

– Ежедневное служение Господу

«Только те, кто постоянно получают свежий приток благодати, обретут как силу, необходимую им ежедневно, так и способность пользоваться ею. Не ожидая будущих времен, когда, наделенные особой духовной силой, они получат чудодейственную способность воздействовать на души, они постоянно подчиняют себя Богу, чтобы Он превратил их в сосуды для благородного употребления. Каждый день они ищут доступные способы служения и свидетельствуют о Господе там, где они находятся: дома, выполняя простую домашнюю работу, или на общественном поприще… День за днем, когда глашатаи Евангелия преклоняют колени пред Господом и обновляют свои обеты посвящения Ему, Он дарует им Своего Духа с Его возрождающей, освящающей силой» (ДА, 55, 56).

4) Плоды истинного пробуждения: разительные перемены в людях, как результат покаяния:

«Все видели разительные перемены, которые произошли в жизни тех, кто исповедовал Иисуса… О них можно было сказать: “Вы опечалились к покаянию”… Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть” (2Кор. 7:9, 10)… Это был результат действия Духа Божьего. Только происходящие в жизни перемены свидетельствуют о подлинном раскаянии» (ВБ, 462, 463).

Самопожертвование

«Результаты этого пробуждения были видны в душах, готовых к самопожертвованию, считавших за счастье переносить поношения и испытания во имя Христа» (ВБ, 462).

Глубокие нравственные перемены

«“Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле” (2 Коринфянам 7:11)… Если грешник возвращает залог, отдает похищенное, исповедует свои грехи и начинает любить Бога и ближних, тогда он может быть уверен в том, что примирился с Богом» (ВБ, 462, 463).

«Все сознавали необходимость подготовить душу для встречи со Спасителем; их белым одеянием была чистота души, освобожденной от греха искупительной Кровью Христа» (ВБ, 373).

– Особенные перемены в характере

«”По плодам их узнаете их” (Матфея 7:20). Тот, кто действительно взирает на Христа, будет преобразован в Его образ посредством Духа Господня и придет в меру полного возраста Христова. Святой Дух Божий наполнит людей любовью и чистотой; в их характерах будет явлено обновление» (1ИВ, 142).

Забота о спасении ближних

«Люди искренне заботились о спасении своих близких и дорогих, воссылали горячие заступнические молитвы друг о друге. Повсюду встречались те, кто отчаянно умолял Бога о спасении… Многие проводили в молитвах целые ночи, желая увериться в том, что Господь простил их грехи, другие молились и об обращении своих родных и соседей» (ВБ, 369).

Каковы особенности характера людей, увлекающихся обманом?

1)  Неуравновешенность, в том числе характера

«Нет ничего удивительного в том, что есть люди, не обладающие уравновешенным характером и невоздержанные в словах и делах; ибо всякий раз, когда Господь дарует подлинное благословение, появляется противник, стремящийся свести на нет влияние истинной работы Божьей (1ИВ, 142). «Опасайтесь чрезмерно эмоциональных оценок, на основе которых неуравновешенные люди могут решить, что они получили от Бога чудесный свет… Истина оказывается смешанной с заблуждением, принятым в своем крайнем выражении, ею пользуются неуравновешенные… люди» (2ИВ, 17).

2) Чрезмерная эмоциональность

«Чувства не должны господствовать над разумом. Истина оказывается смешанной с заблуждением, принятым в своем крайнем выражении, ею пользуются… склонные к эмоциональному возбуждению люди» (2ИВ, 17).

«Для некоторых духовные упражнения означают не более чем хорошо проведенное время. Когда такие люди испытывают эмоциональный подъем, им кажется, что они получают огромное благословение. Некоторые из них считают даже, что не получают благословения, если не испытывают подобного возбужденного состояния. Опьянение восторженными чувствами – вот их цель; если они этого не получают, им кажется, что они или кто-либо другой виновен. Не надо воспитывать людей в убеждении, что единственно чистая религия — это религия чувств, граничащая с фанатизмом» (2ИВ, 21).

«Святой Дух дарует мир в сердце в ответ на молитву веры. Если человека охватывает духовный экстаз в необычных ситуациях, то это еще не значит, что он христианин» (ДА, 51).

3) Корысть

«Опасность заключается не только в том, что неуравновешенные люди станут фанатиками, но еще и в том, что некоторые дальновидные люди, занятые собственной карьерой, станут использовать всеобщее возбуждение для осуществления своих корыстных планов» (2ИВ, 17).

Каковы характеристики ложного пробуждения?

1) Стремление копировать другие конфессии

«Новые веяния проникают в Церковь. Наблюдается желание копировать то, что практикуется в других конфессиях, простота и смирение почти забыты» (2ИВ, 18).

2) Стремление к оригинальности и необычности

«Молодые служители жаждут оригинальности, пытаются придумать что-нибудь новое и необычное» (2ИВ, 18, 19).

«У многих служителей все возрастает желание удивить мир чем-то оригинальным, ввести людей в состояние духовного экстаза и изменить настоящий опыт. Мы и в самом деле нуждаемся в больших жизненных переменах, потому что люди должным образом не осознают святости истины для нашего времени. Но перемена, которая нам действительно нужна, — это перемена сердца, и достигается она посредством личного обращения к Богу за Его благословениями, мольбой о получении Его силы и ревностной молитвы о том, чтобы Он посетил их Своей благодатью и преобразовал их характер… Пусть те, кто произносит Слово истины, не позволяют себе эксцентричного поведения или странных выходок, поскольку этим они ослабят впечатление, производимое Словом» (2ИВ, 23).

«Если бы они приняли в сердце вечные истины Слова, то поняли бы, насколько банальны и невыразительны их попытки придумать что-то оригинальное только ради того, чтобы произвести сенсацию» (2ИВ, 39).

3) Особый акцент на чувствах и ощущения

«Мы видим, что люди испытывают эмоциональный подъем, истина смешивается с ложью, что многих вводит в заблуждение» (ВБ, 464).

«Опасайтесь чрезмерно эмоциональных оценок, на основе которых неуравновешенные люди могут решить, что они получили от Бога чудесный свет… Стоит лишь однажды позволить эмоциональному порыву взять верх над спокойным рассуждением, и можно сразу же потерять контроль над ситуацией, даже двигаясь в правильном направлении… Никогда не позволяйте чувствам возобладать над разумом… Опасность исходит от тех людей, которые ошибочно понимают истину о принятии Святого Духа. Многие полагают, что эмоции или восторженные чувства доказывают присутствие Святого Духа» (2ИВ, 17, 18).

4) Поспешность, опережение Христа

«Я обязана предупредить наших братьев о том, что они должны следовать за своим Вождем, а не бежать впереди Христа. В наше время нельзя действовать поспешно и опрометчиво… Тот, кто слишком спешит вперед, вскоре обнаружит, что стоит на опасной развилке многих дорог, и не пройдет много времени, как он свернет с верного пути… Существует опасность переусердствовать в борьбе за правду и оказаться на ложном, неправедном пути» (2ИВ, 17, 18).

«Нам нужно укрепляться размышлением над Словом и отказом от всех причуд и странной духовной практики, которая будет тут же подхвачена и претворена в жизнь многими нашими собратьями» (2ИВ, 44).

5) Непонимание работы Святого Духа

«Многое же из того, что сегодня называется испытующей истиной, – просто пустая болтовня, порождающая лишь противление Святому Духу. . . Много говорится о принятии Святого Духа, и некоторые истолковывают эту истину превратно, причиняя вред церквам… Эти теории были изобретены людьми, не усвоившими первый и самый главный урок, суть которого в том, что Дух Божий и жизнь – в Слове Божьем… Им нужно ycвоить начальные принципы Слова Божьего» (2ИВ, 38, 39).

Подготовила Ольга Стасюк

Recent Posts
У Вас есть вопросы?

Если у Вас есть вопросы или Вы хотели бы лично познакомиться с Ольгой Васильевной, Вы можете написать ей сообщение:

Введите слово или фразу и нажмите клавишу "Enter" для поиска

Более чем Мученик…