Притча о добром пастыре

Ищущая Божья любовь
(Серия статей)

Предисловие

«Знать Бога – значит любить Его»1… Познавая Божественный характер, замечательные черты Божьей природы, такие как милосердие, благость, долготерпение, невозможно не полюбить Эту Удивительную Личность.

А когда рассматриваешь драгоценное качество Божьего характера – Его любовь, от восторга замирает сердце и не находится слов для надлежащей благодарности и хвалы. Любовь Божья – это диамант, ограненный тысячами тончайших, радужных граней. Посмотришь в одну из них – о, это вечная любовь! Посмотришь в другую – неизменная любовь! А вот – беспристрастная, прощающая, принимающая, понимающая, терпящая … И чем больше всматриваешься в этот драгоценный камень, тем все больше новых граней открываешь.

Однажды взглянув на этот сверкающий бриллиант, меня поразила его неожиданная замечательная грань, которой раньше не замечала – Божья любовь ищущая...

Кого ищет Божья любовь? Почему и как она ищет? Об этом рассказал Тот, Кто искал так, как никто другой. Он не побоялся опуститься в бездну Вселенной, даже сорваться в нее и разбиться, чтобы искать и найти. Он не стеснялся взять в руки веник и подметать, подметать пыль и мусор, чтобы искать и найти … А когда искать было напрасно, он терпел унижения и позор, стоя у ворот, вглядываясь вдаль, и Его поисками стало бесконечное ожидание …

Иисус открыл бездонную глубину, безмерную высоту и ширину ищущей Божьей любви в трех притчах: о заблудшей овце, о потерянной драхме и о блудном сыне. А не достаточно ли было рассказать одну притчу? Разве Бог ищет людей по-разному? Да … И не потому, что Божья любовь изменчива, а потому что степень потерянности людей разная.

В трех притчах, рассказанных Иисусом, степень потерянности представлена ​​в нисходящем порядке, от самого выгодного состояния к предельно безысходному. Заблудившаяся овца находится в наиболее благоприятном, наиболее обнадеживающем положении. Почему? Овца заблудилась нечаянно, ненароком. Она осознает, что заблудилась, ищет дорогу домой и даже подает голос, по которому ее и находит добрый пастырь. Что же  безысходного и трагического в ее положении? – Овца не знает дороги домой и не может самостоятельно возвратиться.

Ниже, то есть на более фатальном уровне, стоит потерянность драхмы. Драхма потеряна где-то недалеко – в доме, но она совершенно, настолько не осознает своей потерянности, насколько серебряная монета не способна мыслить. Она не подает голоса, не зовет о помощи. Ей тепло и удобно лежать в пыли и мусоре …

Обратите внимание, как с понижением степени потерянности снижается ценность потерянного объекта. Овца – это живое существо, которое имеет определенные рефлексы, ощущения и даже чувства. Драхма ничего этого не имеет, но она еще сохраняет некую относительную ценность, потому что серебряная. Последним, третьим потерянным предметом мы бы поставили что-то абсолютно ничего не стоящее, например – горстку соломы …

Но Иисус последним потерянным объектом ставит не животное, не бездушную вещь, не что, а кого – интеллектуальное существо, человека, и не чужого, незнакомого, а сына … В этом и заключается страшная безнадежность третьей ступени потерянности – потерянность блудного сына – сознательная, спланированная, продуманная, запрограммированная … Сын знает дорогу домой, может возвратиться самостоятельно, но … не хочет.

Традиционно этим трем притчам даны следующие заголовки: Притча о заблудшей овце, Притча о потерянной драхме и Притча о блудном сыне. Однако, углубившись в содержание этих шедевров древней словесности, мы начинаем понимать, что ни овца, ни драхма, ни сын – не представляет их главных героев. Христос – олицетворение доброго пастыря, заботливой хозяйки и любящего отца – вот, Кто является центральной Личностью этих притч. Поэтому мы позволим себе переименовать названные притчи следующим должным образом: Притча о добром Пастыре, Притча о заботливой Хозяйке и Притча об Удивительном Отце.

Мне вспоминается, как в детстве мы часто просили маму и папу рассказать нам какую-то историю, или рассказ. Для нас было настоящим праздником, когда мы слышали «Идите, я вам расскажу что-то очень интересное». И первое, что мы спрашивали: «А оно хорошо заканчивается?»

Какая безграничная благодарность Великому, Успешному Искателю – нашему Богу, что ни одна из названных притч не заканчивается плохо! Овца возвращена в стадо, драхма заняла свое место в дорогой шкатулке, отец дождался сына! Аллилуйя! Ни одна из трех притч не говорит о неудаче, но изображает успех, радость, триумф возвращения. И в этом содержится Божественная гарантия, что «каждого, кто позволит Богу искупить себя, Христос спасет от погибельного рва и терний греха».2

Притча о добром пастыре

 «Он [Христос] сказал им следующую притчу: Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью, и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: “порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу”. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Луки 15: 3-7).

Беспомощность овцы

Такую будничную, хорошо знакомую слушателям иллюстрацию использовал Господь для того, чтобы описать первую разновидность потерянности грешного человека и попытки и старания Бога найти его.

А почему Великий Учитель избрал для Своего описания именно овцу? Почему не корову, котика или собачку? Чтобы ответить на этот вопрос, мне пришлось обратиться с ним к опытному чабану, который всю жизнь занимался разведением овец. Он авторитетно объяснил, что из всех домашних животных овца является наиболее беспомощной. Собачка, котик, корова найдут дорогу домой. Я лично слышала и читала рассказы, как эти животные, отведенные в другое село, или увезенные даже в другой конец страны, возвращались домой, пройдя десятки, а то и сотни километрив.3 Овца дороги домой никогда не найдет! Она абсолютно беспомощна. Ее должен кто-то искать и найти.

Кого же представляет эта беспомощная потерянность? Тех людей, которые сегодня бродят вне Божьего «загона», вне дома Божьего … Нет никого более беззащитного, более беспомощного, чем человек без Бога. И если Иисус – Добрый Пастырь не найдете его и не привлечет к Себе, он никогда самостоятельно не найдет дорогу домой – к Небу, к Богу.

Пастырское око и слух

Мой муж – пастор церкви. Несколько лет от Украинского Библейского общества он проводил специальные программы для национальных меньшинств в народе Рома (цыган). Для меня было загадкой, как ему удается не только каждого из них знать в лицо, и взрослых, и детей, но даже узнавать их по голосу и помнить их имена! Воистину, пасторское око и слух особенные!

Редко какое занятие в старину требовало такого сочетания острого, пристального зрения и тонкого слуха, как работа пастыря, которую даже нельзя назвать работой, это призвание, это искусство! Подумайте только: различить каждую из своих десятков, а то и сотен одинаковых овец, знать каждую из них «в лицо», безошибочно распознавать голос каждой и помнить ее имя – это талант! Там, где простой смертный видит лишь скопление безликих существ, добрый пастырь видит и слышит каждую уникальную, дорогую особь.

Какими бесценными оказываются эти качества пастыря в поисках заблудшей овцы! Почти незаметные признаки (а для постороннего – абсолютно отсутствующие): там клочок шерсти, там углубление от маленького копыта, а там кровавый след, – отмеченные пастырским глазом, и слабый стон, уловленный пастырским ухом, могут предупредить трагедию – гибель овечки.

Око Божественного Пастыря замечает то, чего не видит бренное, человеческое, и Его ухо слышит то, чего не слышит ни одно другое … Заблудшую овцу человек видит только в некультурной среде: в опущенном пьянчужке, в неопрятном бездомном… И только Недремлющее Око может уловить едва уловимые признаки беспомощного заблудшего Божьего дитяти в высших кругах общества: в успешном, известном докторе наук, преподавателе университета, в современной, уверенной независимой актрисе, в «крутом» бизнесмене, в хорошо обеспеченном программисте. Там, где простому смертному мерещится успех и процветание, Господь замечает тернии жизни, в которых запуталась Его овечка. Он видит, как каждый из них – и культурных, и некультурных – отчаянно ищут дорогу домой и … не могут найти.

Бесспорно, лучшим ориентиром для пастыря в поисках заблудшей овцы является ее голос. С какой радостью он, наконец, слышит ее первый слабый крик вдали! Идя на этот звук, он поднимается на горы, царапая руки и лицо колючими кустарниками; идет по самому краю пропасти с риском для собственной жизни. Скорее! Скорее! Пока этот слабый голос еще не замер…

В глухих трущобах нищенских кварталов многомиллионных городов, в помпезных, роскошных виллах, в бедных сельских домах раздаются жалобные вопли блуждающих Божьих «овечек» … Вот в кабаке за столом сидит пьяница-старичок и клянется, что он обязательно еще придет к Богу, к церкви … А вот доктор наук за кафедрой цитирует Екклесиаста: «Суета сует … суета сует, – все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (Еккл. 1: 2, 3).

А если овца не подает голоса? Если ее стон беззвучный? Кто услышит? Кто откликнется? Существует класс заблудших «овец» безголосых, безмолвных … Вот идет она – на голове странная стрижка, в зубах – сигарета, глаза смотрят свысока, бесцеремонно …

– Блудница … – шепчутся позади.

А она идет, гордо подняв голову. И никто никогда не услышит того горького беззвучного крика души, который раздирает ее грудь, когда прекращается действие очередной «дозы»:

– О Боже! До чего же я докатилась? А что же будет дальше? Тупик …

Этот душевный крик никогда не срывается с ее уст на людях, возможно, он даже не сформулирован словам, это неслышный, горький вопль глубоко-глубоко в сердце.

Однако, есть Тот, Кто слышит! Есть Тот, Кто улавливает тончайшими струнами Своей души никем неуловимые мучительные позывные надорванного сердца …

Ценность одной потерянной

Притча о добром пастыреОднажды весной, проезжая по селам Карпат, мне пришлось наблюдать впечатляющую картину современного «пастыря»: на велосипеде, с длинным кнутом в руке едет мужчина, а перед ним бежит отара овец. Время от времени он хлещет кнутом по земле для того, чтобы овцы не понижали своей скорости… Как разительно отличается пастырь из Христовой притчи от этого современного пастуха!

В притче пастырь выходит искать всего одну овцу – наименьшую величину из своего стада! Вы думаете, что описанный современный пастух поступит так же? О, нет! Он будет довольно смотреть на свое большое стадо и говорить: «У меня их еще 99! Это слишком много труда – искать всего одну овцу! Я не хочу жертвовать своим сном и покоем! Пусть сама возвратится, а я ей открою ворота двора».

А добрый пастырь из притчи? Как только он обнаружил, что одной не стало, начинает снова и снова считать и пересчитывать свое стадо, полон печали и волнения. И когда он убедился, что одной все же нет, он оставляет свои 99 овец в загоне и выходит на поиски потерянной. Вокруг темная, буреломная ночь, путь опасный и рискованный: скалистые пропасти, острые камни, ущелья. Но чем больше препятствий, тем большее волнение пастыря и тем более тщательные его поиски.

Когда же, наконец, находит свою овцу, пастырь не ругает ее, не гонит плетью, даже не ведет ее в стадо. В своей радости и сострадании он берет это дрожащее, умирающее существо на плечи, если оно ранено – он берет его на руки, прижимает к груди, чтобы теплом собственного тела согреть и дать жизнь, и несет домой.

Раввины времен Иисуса имели поговорку: «Небо радуется, когда один грешник погибает»… Христос нарисовал совершенно противоположную картину настоящего Неба в образе озабоченного, опечаленного пастыря, который выходит на поиски всего одной наименьшей величины – одной потерянной овцы.

А как насчет «придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: “порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу”» (Луки 15: 6)? Что думает об этом современный карпатский пастух?

– Это преувеличение! Божественный Рассказчик утрирует! Столько шума ради какого-то одного никчемного существа? Ну, я понимаю, если бы это была Его единственная овечка, тогда еще можно объяснить весь этот пафос, но у Него их еще 99!

Все величие любви Небесного Пастыря предстает в том факте, что к каждому из Своих восьми миллиардов земных «никчемных» созданий Он относится так, как к единственному на всем белом свете! Никаким другим способом Великий Искатель не мог описать безграничную ценность каждого в отдельности из них, как картиной поисков только одного и «бессмысленного», как представляется современным пастухам, пира по поводу возвращения его домой!

Последние слова притчи: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Луки 15:7) – знаменитое прокламирование Неба: если бы на всей нашей планете была всего одна заблудшая душа, и тогда Небесный Пастырь пошел бы ее искать! Он оставил бы славу Небес, опустился в наш темный потерянный мир, сорвался бы в его пропасть, разбился и ценой собственной жизни поднял бы драгоценную потерю к свету, к Богу. Ради этой одной заблудшей души Он пошел бы на муки Гефсимании и позорную крестную смерть! И в честь возвращения ее – одной-единственной – все «соседи и друзья» – вся небесная Вселенная поднимает радостные возгласы – триумф космического масштаба …

* * * * * * * * * * * * *

Мария – заблудшая душа 4

В одном горном селении среди живописной природы жила богатая семья: две сестры и брат. Брат был опорой сестер, их защитником и кормильцем, но всем в доме руководила старшая сестра. Она была энергичной, решительной, волевой. Далеко за пределами поселка эта молодая женщина слыла прекрасной хозяйкой; ни одна свадьба, ни одно многолюдное пиршество в окрестности не проходили без ее участия и руководства. Однако строгая, даже жестковатая натура отталкивала от нее молодых людей, никто не набивался к ней в женихи.

Младшая же сестра была полной противоположностью старшей – тонкой души, впечатлительная, нежная, ласковая, любезная и, на горе себе, – очень красивая. Не один юноша останавливался, чтобы полюбоваться ее гибким станом, заглянуть в ее темные, как восточная ночь, глаза … А какие у нее были волосы! Пышные, волнистые, черные, как воронье крыло. Не один мечтал назвать ее своей … Однако старшая сестра, верный страж, пристально следила за порядком.

Только одному человеку разрешалось заходить без каких-либо условий и причин в этот дом, к этой семье. В поселке была небольшая синагога и ее молодой служитель Симон – дальний родственник сестер и брата – был частым их гостем.

Как сестры любили его посещения, особенно младшая! Как она любила слушать его захватывающие повествования священной библейской истории! Он казался ей таким недосягаемым, таким святым и Божьим … Но это была только внешняя личина, под которой скрывалось распущенное сердце.

Овца заблудилась

Роковая красота младшей сестры произвела непреодолимое впечатление на этого святошу. Однажды, поправ свои собственные наставления и поучения, Закон и стыд, он ввел эту юную девушку в грех… По селу поползли темные слухи …

– Мария упала в блуд …

Однако она была настолько благородный, что не выдала имени своего соблазнителя никому, даже старшей сестре. Симон остался в тени, а что же делать ей, молодой, беспомощной, опозоренной? Грязные шутки, бесчестие, глумление … Бедная девушка бросается из стороны в сторону в поисках выхода, но еще больше запутывается. В конце концов, она просто уходит из дома … И не знала она, что этот шаг приведет ее в еще более темные дебри и густые чащи. «Овечка» отбилась от «двора» и окончательно заблудилась …

Дорогой друг! Ты узнаешь себя? Все, дорогое сердцу, оставлено, родной дом – позади … Тебя никто не может или не хочет понять. Ты никому не нужен. Лучшие друзья – предали, знакомые – отвернулись.

– Позор для семьи, стыд для родных, – это единственное, что слышишь ты за своими плечами …

 В терниях греха

Мария спустилась в небольшой город долины – Магдала (вот почему у нее появилось второе имя – Магдалина). Здесь она, не привыкшая к тяжелому труду, должна тяжко, надрывно работать, чтобы хоть как-то прожить … Ценой больших усилий и жертв, она собрала довольно приличную сумму денег. Но что же с ними делать? В те времена сокровища закапывали во дворе собственного дома, или же на своем поле, но у Марии не было ни того, ни другого.  А деньги все труднее сохранять. Однажды она увидела караван египетских купцов. А если у них купить на эти деньги какую-то дорогую вещь? Ведь вещь легче хранить. И что же она купила? Сосуд из белого алебастра с драгоценным благоуханным миром.

Жизнь Марии как будто начало налаживаться, но и здесь ее роковая красота не дает ей покоя, а слава ее, как блудницы, тянулась за ней, где бы она не появлялась. И она пускается на плохую дорогу, опускается на самое дно …

Друг, где ты? Ты чувствуешь, что запутался? Но все попытки выбраться из терний греха приводят к тому, что ты еще больше запутываешься? Это конец? Это тупик?

С невыразимой болью и сочувствием Небесный Пастырь наблюдает, как ты ранишь душу и тело. С какой радостью Он бросился бы тебе навстречу, чтобы предостеречь и спасти! Но нет! «Рыкающий лев» – дьявол рычит на всю Вселенную:

– Ты не имеешь права! Он мой! Это моя добыча!

Овца подает голос

Душа Марии измучена угрызениями совести, воспоминаниями о родном доме … Но о возвращении не может быть и речи. И хотя среди людей эта красавица выглядела привлекательной, беззаботной, а ее неунывающий смех раздавался то тут, то там, сердце ее корчилось в муках, она возненавидела саму себя. Душа плакала, рыдала и причитала, но никто не слышал этого беззвучного крика, а если бы и услышал, никому дела не было до ее души, только до ее тела …

Был только Один, Кто давно знал о пропавшей овце, Кто Своим утонченным слухом давно улавливал ее жалобный крик и спешил на этот голос … Он вышел, чтобы искать, искать и найти …

О заблудившееся Божье дитя! Ты окровавлено? Ранено? Близко к гибели? Тебя посещают мрачные мысли: «Чем так жить, лучше не жить»? Подай голос! Пожалуйста, возопи изо всех сил: «Иисус, спаси меня!» Воскликни вместе с псалмопевцем: «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего»! (Пс 118: 176) Нет, не потому, что Пастырь не знает, где ты находишься, а для того, чтобы предоставить Ему право на поиски тебя. Да, именно право! Как это ни поразительно звучит, но Божья ищущая любовь, которая предоставляет свободу всему Своему творению, поставила себя в зависимость от твоего «Иисус, спаси меня!»

Пастырь выходит на поиски

Однажды в Магдале разнесся слух:

– В город пришел  известный странствующий Пророк!

Народ толпами отправился на берег моря, где Он проповедовал. Побежала и Мария. И не знала она, что именно ради нее, Его потерянной драгоценности, Он – Божественный Искатель – пришел сюда. Вот она протискивается сквозь плотную толпу, вот добирается до самой воды, до самой лодки, из которой проповедует Учитель, и … замирает. Просто на нее смотрят такие ласковые, такие проникновенные глаза, которые все понимают, все прощают … Они без звука говорят ее сердцу: «Я слышу твой крик, твой стон. Я все понимаю без слов… Я пришел искать и найти тебя».

Долго Добрый Пастырь выпутывал эту овечку из терний греха … Семь раз Он воссылал мощные молитвы за эту погибшую душу. И, в конце концов, она вернулась домой. Вся Вселенная наполнилась пением Могучего Победителя, Его торжествующим соло победы: «Радуйтесь со Мной! Я нашел Свою потерянную овцу!» «Господь Бог твой среди тебя, Исполин силен спасти тебя; возвеселится о тебе с радостью, будет милостив по любви Своей, будет ликовать о тебе с пением» (Соф. 3:17, дословный перевод).

Великий Небесный более чем Победитель горит желанием спеть и о твоем спасении, уважаемый читатель … Позволишь ли ты Ему воспеть триумфальный гимн о Его более чем победе? Огласит ли Небо Божественный псалом?

Более чем победа

Великий Искатель – Великий более чем Победитель! Поиски Его любви венчает не просто победа, а более чем победа! Он не просто ищет Свою заблудшую овцу, находит ее и возвращает в стадо. Он творит из ничтожного и падшего драгоценное, знаменательное, грандиозное.

Мария Магдалина … Некогда опущенная, утерянная, грешная … Это она следовала за Иисусом Христом в Его странствиях и служила Ему. Это она омыла Его ноги своими слезами, отерла волосами и целовала … Это она разбила алебастровый сосуд драгоценного мира, купленного ценой больших жертв, и вылила на голову своего Спасителя … Память об этом поступке Он понес в ночь страшного испытания, как залог той неизменной любви, которую в течение всей вечности будут дарить Ему искупленные.5

В ту останню, ту страшну годину
Обіймає спогадом єдиним
Ніжне миро, миро Магдалини
Спаса закривавлене чоло…

Это она первой прибежала к пустому гробу, где лежало тело ее Господа, и ей первой Он явился воскресшим. «Прощены грехи ее многие, поэтому она возлюбила много» (Луки 7:47, дословный перевод). А в Божьем Царстве ближе всего к престолу Господа будет стоять именно она, Мария: «Ближе всего к престолу стоят те, кто когда-то ревностно служил сатане, но, подобно головешке, был выхвачен из огня, и с глубоким, искренним посвящением пошел за своим Спасителем». 6

Дорогой друг! Великий Искатель приготовил тебе место рядом с Марией и рядом с Собой …

Ты займешь его?

Список использованной литературы

  1. Уайт Э. Желание веков, с. 22.
  2. См. Уайт Э. Наглядные уроки Христа, с. 188.
  3. Прочитайте, например, рассказ «Невероятное путешествие» Шейлы Барнфорд о трех животных: сиамском коте и двух собаках – бультерьере и лабрадоре, которые вернулись домой с другого конца Канады, пройдя сотни миль.
  4. Пересказ повествования Мориса Вендена.
  5. Уайт Э. Желание веков, с. 559, 560.
  6. Уайт Э. Великая борьба, с. 665.
Ключевые слова: притча, любовь, победа, стадо, овца, пастырь, добрый, Мария, воскресение
Recent Posts
У Вас есть вопросы?

Если у Вас есть вопросы или Вы хотели бы лично познакомиться с Ольгой Васильевной, Вы можете написать ей сообщение:

Введите слово или фразу и нажмите клавишу "Enter" для поиска

Божа любов шукає  (Серія статей)