Притча о блудном сыне. Часть 4

Притча о блудном сыне. Часть ІV

(Из серии «Ищущая Божья любовь»)

Благими намерениями устлана дорога в ад… Как много добрых дел, как много прекрасных слов осталось исключительно в человеческом воображении из-за отсутствия нравственной силы, настойчивости, или просто из-за лени. Надо отдать должное блудному сыну, он не принадлежал к такой категории людей, он принял решение: «Встану, пойду к отцу». И следующее его действие, о котором сообщает священный текст: «Встал и пошел» (Луки 15:18, 20). Безусловно, он умирал от голода, а идти с «дальней стороны» домой нужно было долго-долго, поэтому решение необходимо было сразу приводить в действие, нельзя было медлить ни одного мгновения …

Сегодня мы завершаем размышления над Притчей о блудном сыне. И, как вы помните, последней картиной триптиха по сюжету этой притчи будет картина «Снова в доме», на ней мы и сосредоточим свое внимание. Однако еще некоторое время мы проведем в картине «Вне дома», ибо именно там притча достигает своей кульминации – именно там происходит встреча отца с блудным сыном …

Встреча отца с младшим сыном в картине «Вне дома»

«Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: “отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим” » (Луки 15:20, 21). «Отец не позволил ни одному унизительному взгляду глумиться над нищетой и лохмотьями сына [встреча потому и произошла вне дома]. Он снимает со своих плеч широкую дорогу мантию и покрывает ею истощенное тело сына».1

Помпео Батони. Возвращение блудного сына

Помпео Батони. Возвращение блудного сына

Этот последний штрих к картине «Вне дома» – яркое свидетельство об «отпущенном» прошлом. Все! С мрачным былым покончено! Отцовский плащ покрыл последние воспоминания о черной полосе из жизни и отца, и сына.

Драматический момент встречи блудного сына с отцом изображен на полотнах многих известных художников. Особенно поражает картина-шедевр «Возвращение блудного сына» великого голландца – Рембрандта Ван Рейна. Она наиболее ярко передает евангельскую словесную картину, написанную пером Величайшего Художника – Господа Иисуса Христа. Рассмотрим фрагменты этой картины.

Возвращение блудного сына

Возвращение блудного сына

Когда он был еще далеко, отец увидел его Увидел и узнал… По чём узнал? По одежды? По кудрям? По твердой, уверенной походке? Посмотрите на картину: вместо роскошных, душистых кудрей – обритая голова, как у каторжника. От богатой одежды, в которой сын покинул родной дом, как болезненное воспоминание остался только изысканный воротничок… В лохмотьях, со стоптанной обувью, оборванный, жалкий нищий. Возможно, отец узнал родное дитя по запаху? Хорошо, что картина его не передает… Но, глядя на сына, невозможно удержаться от ощущения, что в воздухе носится запах «иных вещей». Узнавать сына не было по чём! Более того, не было чем – художник изображает отца слепым.

Образ отца передают два основных элемента – глаза и руки. Глаза закрыты, они давно погасли. Слепые отцовские глаза – немое свидетельство о долгих днях и годах высматривания сына. Узнать сына было не по чём и нечем, единственное, чем отец его распознал, –  безусловной «любовью, которая имеет острое зрение».2

Руки отца нежно обнимают… Кого? Того, кто покрыл отчий дом и самого отца позором и бесчестием, кто попрал любовь, кто поразил сердце, кто ослепил. Вы думаете, если бы сын нашел хоть какой-то выход из своего бедственного положения, он вернулся бы? Никогда! Ни за что! Только тогда, когда исчез последний шанс, когда сын зашел в тупик, когда деваться было некуда, и никому он стал не нужен, вот тогда пришла мысль о возвращении. И отец принял… И Бог принимает!  «Он не прогоняет, и не считает, что это вынужденное возвращение сына бесчестит Его, напротив».3  Чем из более глубокой бездны извлекается несчастная жертва, тем большую славу воздает вся Вселенная Великому Искателю – Всемогущему, Всемилостивому Богу!

Сжалился … побежал  Когда читаешь историю о Закхее, как он, солидный, старший человек, словно мальчишка, карабкается на дерево, и читаешь, как старый отец бежит навстречу бродяге-сыну, возникают почти одинаковые чувства неудобства. В культуре Израиля такое поведение считалось непристойным. Разве не лучше было, оберегая собственное достоинство, стоять и ждать приближения беглеца? Но разве любовь спрашивает, что удобно, а что нет? «Любовь не будет любовью, когда она тщательно вычисляет связанные с ней расходы. Она отдает все и сожалеет лишь о том, что не может отдать больше».4

Пал ему на шею и целовал  Грязного, ободранного, плохо пахнущего. Вот Такой Бог…

Он замечает издали, узнает, преисполняется милосердием, бежит, обнимает, прижимает и целует…

Друг, ты слышишь? Ты понимаешь, Какого Отца ты имеешь? Поэтому не бойся возвратиться в Отчий дом! Реальная картина встречи с Отцом будет абсолютно отличаться от картины, нарисованной твоим воображением еще там, на чужбине. Действительный образ Бога не имеет ничего общего с тем образом, который рисует «художник» дальней стороны – сам дьявол: Отец строгий, суровый, у Него сдержанные, умеренные жесты, холодный взгляд, сухие слова, процеженные сквозь зубы… Скольких блудных сыновей удерживает эта ложная картина на чужбине! Не смотри на нее, смотри на евангельский образ Отца, написанный рукой Самого Отца!

Сын же сказал ему: “отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим”   А где же окончания этой фразы? Вы помните просьбу, заготовленную сыном еще на поле среди «иных вещей»: «Прими меня в число наемников твоих» (Луки 15:19). Почему же он не произносит этого прошения? Отец не дает! Бог не дает! Богу достаточно простого признания я согрешил… Он не налагает епитимьи, Ему не нужны самобичевание, самоуничижение, длинные, мучительные покаяния. Два слова: я согрешил, и Бог одной рукой обнимет тебя и прижмет к груди, а другой прикроет твои уста, чтобы ты не произнес просьбу о месте батрака в Отчем доме.  О, Какой Бог, Какой Отец! Обняв сына, Он вводит его в родной дом …

Картина III: Снова в доме

Отец и сын в картине

«А отец сказал рабам своим: “Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропал и нашелся”. И начали веселиться» (Луки 15: 22-24).

Укрытый широкой мантией отца, в его объятиях, сын входит в тот самый дом, который давно-давно покинул … Начинается новая картина «Снова в доме». Мы ее изобразили таким образом:

Картина III: Снова в доме

Картина III: Снова в доме

Отец приказывает рабам немедленно (в оригинале быстро) принести лучшую одежду. Для чего такая спешка? Каким видели блудного сына соседи, знакомые, родные и даже рабы во время прощания, таким, и даже лучшим, они должны были увидеть его и во время возвращения. Какой Дивный Отец!

Одежда, которую приказал принести отец – длинное, парадное платье, лучшее (в оригинале – первое); это одежда не наемника, и не раба, это не дисциплинарная, смирительная рубашка, которую заслуживал блудный сын. Это самое изысканное одеяние, в которое облекались только знатные вельможи того времени. Такую одежду сын не носил даже тогда, когда еще находился в доме! К чему такое расточительство, такое рвение отца? – О прошлом ничто не должно было напоминать!

Уважаемый блудный сын, ты понимаешь, как прощает Бог? Он стирает все следы  прощеного греха, всякое воспоминание и намек на твое прошлое. Он никогда о нем не будет вспоминать, и никому не позволит этого делать. «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления?… Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:18, 19).

Кольцо на руке сына – свидетельство о полном восстановлении его в сыновних правах. Об этом же свидетельствует и обувь. Рабы не получали от своего господина обувь, они ходили босые. В одном спиричуэле (негритянской духовной песне) поется, как в доме Небесного Отца каждый получит сандалии в знак усыновления.

И последний штрих в солнечной картине «Опять в доме»: «начали веселиться»… Из дома отца звучали радостные песни под звуки торжественной музыки специально нанятых по этому поводу музыкантов; распевая и радостно восклицая, его домочадцы водили хороводы. Это было грандиозное торжество, все село должно было узнать (особенно недоброжелатели, кивающие головами за отцовской спиной), что сын возвратился!

Мог ли сын ожидать такой встречи? Он нетвердым шагом шел домой, колеблясь между страхом быть отвергнутым и надеждой на прием. Однако то, что произошло, превзошло все его ожидания! Он мечтал о месте наемника, его приняли, как сына. Он мечтал о старой хламиде, чтобы согреться, но получил одежду вельмож, он надеялся наесться крошками под столом, а попал на роскошный пир. Он ждал услышать упреки, насмешки и едкую иронию: «Пришла коза к телеге», но его слух радовали звуки музыки и пения! Так принимает Небесный Отец!  «Господь Бог твой … возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей. Будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф. 3:17).

Как хорошо было бы, чтобы история на этом закончилась! К сожалению, она имеет продолжение, потому что не так принимают своего брата дети Небесного Отца… Казалось, слова и начали веселиться знаменуют конец горю, мрачному прошлому. Но нет, в триумфальную песню победы отцовской любви вплетается резкий диссонанс недовольства старшего сына. На солнечный фон картины общего торжества накладывается темная полоса его гнева, семейный праздник омрачился серостью его зависти и ревности.

Вот почему в солнечной картине «Опять в доме» вырисовывается серая полоса. Нет, не черная, а именно серая, такой она вышла при накладывании черного цвета на солнечный.

Встреча отца со старшим сыном в картине «Вне дома»

«Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, он спросил:

– Что это такое?

Он сказал ему:

– Брат твой пришел, и твой отец заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу:

– Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда  не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

Он же сказал ему:

– Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (стихи 25-32).

В то время как родительский дом полон радости, веселья, пения и танцев, залит солнечным светом картины «Опять в доме», старший сын остается в картине «Вне дома», в ее черной полосе. И туда же, вне дома, к нему выходит отец. Как хорошо, что только он был свидетелем этой картины и этих слов, а не младший сын. Отец предусмотрительно выходит сам, щадя без того его надорванное сердце.

Блеск всеобщей радости по поводу возвращения младшего сына высветил мелочную, мизерную душу старшего, его рабский дух, ревность и зависть. Оказывается, что годы усердного труда в отчем доме старший сын воспринимал, как службу! Даже хуже! В выражении «я столько лет служу тебе» оригинал предлагает слово рабствую! Перевод М. Кулакова подает: «Посмотри, столько лет я работал на тебя, как раб». Как стыдно! И несправедливо! Ведь, как мы помним, отец «разделил между ними имущество» (стих 12). Поэтому сын работал на своем и на себя.

И как смешно! За какую плату он рабствует на отца? За козленка! Младший сын рабствовал в дальней стороне на чужака за свиные рожки, а старший – в собственном доме рабствовал на отца за козленка… Бедный отец! Каково было ему, имея вот таких двух блудный сыновей: один из них блуждал на чужбине, а другой – в отцовском доме. И обоих их он выходит искать вне дома…

Разве на претензии старшего сына он не мог ответить: «Минуточку, а кто здесь хозяин дома? Неужели я не вправе поступать в собственном доме так, как считаю нужным? Разве откормленный теленок не мой, и я не могу распоряжаться им по своему усмотрению?» Нет, отец так не говорит, он выходит и опять-таки, унижаясь, просит молодого человека зайти в дом.

А прислушайтесь, как он нежно его упрашивает, называя не просто «сын», а «дитя».

Таков Бог… К сожалению, некоторые Его дети не таковы. У Бога в Его Доме всегда присутствовала и будет присутствовать плеяда «старших сыновей». К ней принадлежал древний пророк Иона, фарисей, пришедший помолиться в храм (из 18 главы Евангелия от Луки), Марфа – старшая сестра Марии. Что их особенно отличает? Они никогда не делают «скандальных» грехов; они никогда не оставляют Церкви, и особый их признак – они жестоки по отношению к «младшим»: «ниневитянам», «мытарям», «Мариям», «братьям» – блудным сыновьям…

Уважаемый читатель! Ты принадлежишь к этой плеяде? Ты узнаешь себя в образе старшего сына? Служишь, рабствуешь, никогда не преступал отеческих заповедей? Ждешь «козленка»? Но и к тебе Бог выходит «вне дома»… И тебя он ищет, как и твоего блудного брата. Нет, не козленок должен быть для тебя наградой за верную «службу», а «ты всегда со Мною». Ты оценил это несравненное преимущество? Ты осознал, что в Отчем доме, несмотря на то, что «все Мое – твое», наибольшая награда – Отец? Он обращается к тебе со словами: «Я … – твоя награда чрезвычайно великая» (Быт. 15:1, дословный перевод).

А теперь послушай, что это значит: «Знать Иегову, Эммануила, “в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения “,  и “обитает вся полнота Божества телесно” (Кол. 2: 3, 9), пребывать в гармонии с Ним, познавать Его, обладать Им, открывая Ему свое сердце, все более и более уподобляться Ему; чувствовать Его любовь и могущество, унаследовать несметные богатства Христовы, все больше постигать, “что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, чтобы исполниться всею полнотою Божьею” (Ефес. 3:18, 19 ), – “это наследие рабов Господа” (Ис. 54:17)».5  Какой «козленок», и даже все «стада» всей планеты сравнятся с этим наследием?

Иисус не закончил притчу о блудном сыне. Ты, уважаемый старший сын, сегодня дописываешь ее последний 33 стих… Напишешь ли: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле» (Пс. 72:25)?

И помни: что бы ты ни написал, музыка и пение не смолкнут в Отчем доме, и солнечного сияния картины «Опять в доме» – вселенской радости возвращения твоего брата – ничто не затмит!

* * * * * * * * * * * * * * *

В сельской церкви на богослужение собирались прихожане… Торжественные, радостные лица, праздничная одежда, приподнятое настроение. Потихоньку заполнялся зал молитвенного дома.

До начала служения осталось пять минут. Вдруг дверь распахнулась, и на пороге появился… Василий!

– Василий! Люди зашумели, вскочили с мест, бросились к нему. Кто-то обнимал, кто-то жал руку, кто-то, не скрывая слез, целовал …

– Вернулся! Василий вернулся! – передавали из уст в уста. А он все плакал и плакал… Успокоившись, начал рассказывать, как при каждой встрече с ним друзья из церкви уговаривали вернуться, как посещал пастор. По ночам думы не давали покоя, воспоминания бередили сердце. А потом внезапно умер единственный сын, горю не было границ! Вот тогда по-настоящему «пришел в себя». Решил: любой ценой «встану, пойду»!

Нашелся ли в церкви «старший брат»? К сожалению, да, без него не обходится, об этом в притче предупреждал Сам Христос. Но могло ли что-то затмить счастье церковной семьи? Серое облако, которым «старший» стремился омрачить солнечное сияние картины «Снова в доме», растаяло, как туман, в лучах радости и любви всей общины.

Еще десять лет посещал церковь, был ее ревностным, активным членом. Жалел только об одном: почему не пришел раньше. Последним завещанием Василия для единоверцев была просьба: «Не оставляйте моих детей»…

* * * * * * * * * * * *

Солнечная картина «Снова в доме» переносит наши мысли к той грандиозной встрече, когда объединятся в доме Отца земная и небесная семьи. «И возвратятся избавленные Господом, придут… с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35:10). У жемчужных ворот небесного дома вновь, как когда-то у ворот земного, Первым их будет приветствовать Тот, Кто «пренебрегши посрамление», позор и бесславие, ценою собственной жизни поднимал их из пропасти Вселенной, Кто долгих шесть тысяч лет ожидал их возвращения…  Их, некогда потерянных, но найденных, обновленных, в роскошных одеяниях, с перстнем усыновления на руке, Он введет в зал пиршества, и развернет над ними знамя Своей вечной любви. Их любовь превзойдет любовь ангелов и безгрешных небожителей, ибо «кому много прощено, тот больше любит». На стеклянном море они будут петь песню «Опять в доме», которую никто не сможет ни петь, ни понять, а только те, кто когда-то «был мертв и ожил, пропадал и нашелся»… И соло в этом могучем триумфальном хоре будет исполнять Он, Великий Искатель, Великий более чем Победитель.


Список использованной литературы:

  1. Уайт Є. Наглядные уроки Христа, с. 203.
  2. Там же.
  3. Генри М. Толкование на книги Нового Завета, с. 313.
  4. Баркли В. Толкование на Евангелие от Иоанна, с. 115.
  5. Уайт Є. Небесные принципы счастливой жизни, с. 34, 35.

 

Ключевые слова: притча, блудный сын, дом, отец, возвращение, радость, брат, раб

Recent Posts
У Вас есть вопросы?

Если у Вас есть вопросы или Вы хотели бы лично познакомиться с Ольгой Васильевной, Вы можете написать ей сообщение:

Введите слово или фразу и нажмите клавишу "Enter" для поиска

Притча про блудного сина. Частина ІІІ (Із серії «Божа любов шукає») В усякому утиску їхньому було тісно і Йому… Ісаї 63:9Притча о блудном сыне. Часть ІV (Из серии «Ищущая Божья любовь») Благими намерениями устлана дорога в ад... Как много добрых дел, как много прекрасных слов осталось исключительно в человеческом воображении из-за отсутствия нравственной силы, настойчивости, или просто из-за лени.